Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Итоги

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

В этом году мы не ограничились только обзором IT, а решили взглянуть шире и проанализировать digital-сферу в России: маркетинг, рекламу и PR. В первой части подводим итоги рынка агентств и зарплат специалистов, во второй — говорим о перспективах в России и трендах от Google и Fjord.

Digital-отрасль: что происходит

Рейтинговое агентство Ruward ежегодно опрашивает digital-специалистов и представляет исследование атмосферы во всей отрасли. В 2018 году в опросе участвовали около тысячи компаний.

Рынок. Каждая четвертая компания на рынке — небольшое агентство с оборотом от миллиона до двух в месяц. Крупных агентств, через которые за год проходит более 130 миллионов рублей, меньше — каждое шестое. Один из пяти игроков рынка — мелкая компания с оборотом около 400 тысяч в месяц.

В этом году рынок рос. Почти 85 % агентств отметили увеличение выручки: у 45 % компаний — на 10 %, у 40 % — на 30 %. Только 2 % агентств зафиксировали спад. 65 % компаний согласны с тем, что рынок растет, а 80 % отмечают еще и усиление конкуренции. Однако Ruward предупреждает, что агентства часто слишком оптимистично оценивают собственные показатели.

Обороты digital-агентств России за три квартала 2018 года с учетом бюджетов на медийную рекламу  

По его подсчетам, средняя норма прибыли у digital-агентств составляет 5–20 % от выручки. Только треть игроков закладывают существенную наценку в стоимость услуг. Примерно 8 % агентств оказывают услуги по себестоимости.

Почти половина агентств России расположены в Москве и Санкт-Петербурге. У 40 % компаний открыты дополнительные офисы в двух столицах. Ruward отмечает два тренда: крупные столичные агентства переносят в регионы производственные мощности, а сильные игроки в регионах открывают допофисы в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы стать ближе к федеральным клиентам.


На рынке больше всего агентств, созданных в последние десять лет. Мастодонтов, которые работают с 90-х, меньше 5 %. Последние три года новые агентства открываются реже. Эксперты Ruward считают, что это связано с ростом SaaS-сервисов, которые помогают малому бизнесу заниматься digital-направлением самостоятельно.

В digital-сфере преобладает малый бизнес. В 65 % компаний работают от 10 до 20 человек, в 5 % — до 5 человек. На рынке меньше 3 % агентств со штатом от 150 сотрудников.

Услуги. Почти 80 % digital-агентств России создают сайты на заказ, половина занимается SEO и контекстной рекламой. Это значит, что специалисты по этим трем направлениям востребованы на рынке.

В 2018 году 10 % агентств отметили рост спроса на performance-маркетинг, 8 % — на комплексные услуги, по 5 % — на разработку сайтов или IoT. Спрос на остальные услуги увеличился незначительно — меньше 5 % компаний указали рост.

Стремительнее всего упал спрос на услуги по Smart-TV-коммуникациям: 15 % агентств отметили общее снижение, 6 % утверждают, что уменьшился спрос на цифровую трансформацию бизнеса заказчика, а 4 % — на SEO. Что остальные услуги стали менее востребованными, отметили меньше 3 % компаний. Очевидно, что спрос на digital-услуги не падает нигде, кроме первых двух позиций, а перераспределяется между агентствами. Клиенты меняют подрядчиков, поэтому одни фиксируют снижение спроса, а другие — рост.

Вот перечень услуг, на которые, по мнению представителей агентств, в 2018 году спрос рос или падал:

Спрос рос

Спрос падал

Performance-маркетинг

Комплексные digital-услуги

Разработка сайтов

Решения для IoT

PR и SMM

Digital-дизайн и креатив

SEO

Контекстная реклама

Разработка мобильных приложений

Интранет-системы

Мобильный маркетинг (media)

CRM-маркетинг

Мобильный маркетинг (performance)

Медиазакупки в цифровой среде

Интеграция CRM-системы

Разработка комплексной digital-стратегии

Видеопроизводство

Разработка с использованием блокчейн и смарт-контрактов

Таргетированная реклама

Highload-разработка

Email-маркетинг

Разработка AR и VR

Backend-разработка

Разработка дизайн-системы

RTB, programmatic

СРА-маркетинг

Frontend-разработка

Контент-маркетинг

Техподдержка веб-проектов

Разработка креативной стратегии

Smart-TV-коммуникации

Цифровая трансформация

SEO

Разработка мобильных приложений

PR и SMM

Разработка дизайн-системы

Медиазакупки в цифровой среде

Email-маркетинг

Мобильный маркетинг (media)

Хостинг

Backend-разработка

Обработка и внесение больших объемов данных

Контекстная реклама

Performance-маркетинг

Решения для IoT

Digital-дизайн и креатив

Разработка с использованием блокчейн и смарт-контрактов

Разработка сайтов

СРА-маркетинг

Интранет-системы

Разработка технической документации

Разработка баннеров

Frontend-разработка

Таргетированная реклама

Разработка бренд-платформы

Техподдержка веб-проектов

3D-моделирование

Мониторинг и анализ упоминаний

Интеграция CRM-систем

Комплексные digital-услуги

Digital-агентства хотят работать с заказчиками из e-commerce, недвижимости, стартапов, медицины и финансов. Это треть всех компаний на рынке. Меньше всего агентства заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом в сфере искусства, развлечений и товаров для детей.

Digital-лидеры: кто впереди

Приводим топ-5 лучших компаний в разных специализациях. Если хотите работать у лидеров — присмотритесь к ним.

Ruward. Ежегодно Ruward составляет рейтинг агентств по 11 направлениям. В 2018 году в число лидеров вошли:

Веб-студии

Мобильная разработка

Прорыв года

Золотая сотня

AIC+QSOFT

REDMADROBOT

1PS.RU

iConGroup

AGIMA

Touch Instinct

Цифровой элемент

Nectarin

Notamedia

AGIMA

ADICT Group

Isobar Russia

ADV

e-Legion

Extyl-PRO

Ingate

АРТВЕЛЛ

InfoShell

Космос-Веб

AGIMA

Digital-продакшен

Агентство полного цикла

Performance

AGIMA

Nectarin

iConGroup

REDMADROBOT

Isobar Russia

Realweb

AIC+QSOFT

DOT

iProspect/Isobar Russia

Actis Wunderman

iConGroup

Adventum

Touch Instinct

ITECH.group

i-Media

SEO

Контекстная реклама

SMM

Дизайн и креатив

Ingate

iConGroup

Nectarin

CreativePeople

Kokoc.com

Realweb

Mosaic

AIC+QSOFT

Demis Group

Блондинка.Ру

Possible

Студия Олега Чулакова

BDBD

MGCom

Isobar Russia

REDMADROBOT

iConGroup

ArrowMedia

Pichesky

Nimax

AdIndex проводит собственный опрос заказчиков digital-услуг и формирует рейтинг агентств. В 2018 году на вопросы ответили представители 630 компаний. Вот лидеры отрасли по рейтингу AdIndex:

Разработка мобильных приложений

Digital-продакшен

Лидогенерация

Special Projects

Touch Instinct

DOT

iConText

PRT

Affect

Affect

Nectarin

Sorry,Guys.Media

REDMADROBOT

Catzwolf

Realweb

Zorka.Mobi

DOT

CreativePeople

Go Mobile

Isobar Russia

AGIMA

Nectarin

RTB House

Affect

SEO

Контекстная реклама

SMM & Digital PR

Стратегия и креатив

ISEO

iConText

PRT

Nectarin

Ingate

Nectarin

Nectarin

PRT

Ашманов и партнеры

MGCom

DOT

Isobar Russia

Digital Geeks

Artics Internet Solutions

Isobar Russia

Affect

Artics Internet Solutions

Realweb

JAMI

Sova Digital

Закупки рекламы

Direct

Programmatic

Video

Mobile

Non-Standard

Isobar Russia

iConText

Nectarin

Zorka.Mobi

Media Instinct

Media Instinct

Segmento

Realweb

Nectarin

Nectarin

Realweb

Nectarin

Media Instinct

Go Mobile

Zorka.Mobi

Nectarin

MGCom

Carat

iConText

Dentsu X

Adventum

Realweb

OMD Resolution

Zen Mobile

Mosaic

Tagline. В рейтинге Tagline учитываются бизнес-показатели, участие в тендерах и мнение конкурентов. Вот пятерки лидеров:

Веб-разработка

Мобильная разработка

Интеграция интернет-решений

Дизайн

AGIMA

REDMADROBOT

ADV

AIC

Студия Артемия Лебедева

AGIMA

AGIMA

Студия Олега Чулакова / Студия Артемия Лебедева

ADV / AIC

Touch Instinct /e-Legion

QSOFT

CreativePeople

Actis Wunderman / Articul

65apps

Aero/ Artwell

Articul / ONY

ITECH / Студия Олега Чулакова

Clever Pumpkin

Actis Wunderman / Greensight

AGIMA

Digital

Performance

SMM

Mosaic / Possible

MgCOM/ iConGroup

Mosaic / Pichesky

Ailove / Pichesky

Arrow Media / Realweb

Possible

Isobar Russia

i-Media / iProspect

Fistashki / Re:Evolution

Jami

RTA

Isobar Russia / Jami

Affect

Artics

Little Big Agency / «Люди говорят»

Digital-специалисты: как себя чувствуют  

Динамика вакансий. Согласно статистике портала HeadHunter, в этом году спрос на специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR снижался. Был кратковременный всплеск в начале года, который начался еще в конце 2017. С марта спрос на сотрудников убывает.

Однако снижение спроса не связано с генеральными тенденциями на рынке труда. На графике видно, что общее количество вакансий увеличивалось до середины года и с октября, возможно, рост продолжится. Но количество вакансии для специалистов сферы digital явно убывает.

Динамика резюме. Количество резюме, напротив, не сокращается и держится на высоком уровне в течение года. Тогда как в первой половине прошлого года прироста резюме практически не было. Возможно, компании не только не берут новых специалистов, но и расстаются с работающими, поэтому и резюме много.

Digital-специальности (маркетинг, реклама, PR) входят в десятку сфер, в которых чаще всего размещают резюме, но находятся на 9-ом месте. Больше всего работу ищут специалисты без опыта, продажники и администраторы.

Конкуренция среди соискателей. По подсчетам HeadHunter, на одну вакансию в сфере «Маркетинг, реклама и PR» приходится 3,7 резюме. Это неплохой показатель — примерно столько же в категориях «Банки», «Транспорт», «Производство» и «Домашний персонал». Для сравнения: в IT — 2,8 резюме. Меньше всего резюме на вакансии по направлениям «Рабочий персонал» — 0,8, «Консультирование» — 1, «Инсталляция и сервис» — 1,1 и «Страхование» — 1,7.

Согласно опросу Ruward, 80 % компаний отмечают кадровый голод на рынке digital-специалистов. Но по количеству резюме не скажешь, что есть дефицит. По всей видимости, опыт и квалификация соискателей не соответствуют требованиям работодателей.

Статистика по городам. Срез по городам показывает неоднородный рост числа вакансий и резюме. Больше всего новых вакансий за год появилось в Хабаровске (+ 49 %), Тюмени (+ 49 %) и Челябинске (+ 40 %), меньше всего — в Самаре и Ростове-на-Дону (по + 16 %) и Ульяновске (+ 14 %). В Ульяновске и Ростове-на-Дону растущее количество резюме за год превысило число вакансий. Лучше всего соискатели чувствуют себя в Перми, Челябинске, Волгограде и Хабаровске — рост вакансий обгоняет прибавление числа резюме в среднем на 20 %.

Соотношение количества резюме и вакансий по городам России

Конкуренция среди digital-соискателей сильно разнится по городам России. Наибольшая в Москве и Санкт-Петербурге: на каждую вакансию претендуют по четыре человека. Чуть меньше — в Краснодаре, Волгограде и Самаре: по трое. Минимальная конкуренция в Челябинске, Красноярске и Хабаровске: два  претендента на вакансию и менее. В среднем по России на каждую вакансию приходится 3,2 соискателя.

Количество резюме на одну вакансию по городам России

Портрет соискателя. Специалист в digital — женщина в возрасте 26–35 лет с высшим образованием и опытом работы от 3 до 6 лет. Подавляющее большинство соискателей молоды: старше 45 лет — только 4 % женщин и 6 % мужчин.

Зарплата. По оценке HeadHunter, средняя зарплата в digital-сфере в России — 47 300 рублей. Самая высокая не в Москве, а в Краснодаре — 73 100. С чем это связано — не известно. Там достаточно высокая конкуренция — 3,2, а рост количества резюме (+ 24 %) не уступает увеличению вакансий (+ 26 %). Возможно, в течение года требовались руководители высшего звена, оклады которых и «улучшили» среднюю зарплату по региону.

 

Средняя зарплата в Москве — 68 200 рублей, в Санкт-Петербурге — 50 200. Самые низкие зарплаты в Ярославле — 33 600 рублей, Омске — 33 000, Ульяновске — 31 900 и Саратове — 31 600. Скромные зарплаты в Ульяновске объясняются тем, что нет высокого спроса на digital-специалистов. Но в остальных городах они связаны с общим низким уровнем зарплат в регионе. Средняя зарплата по Ярославлю, Омску и Саратову составляет 35–37 тысяч рублей.

Средняя зарплата специалистов сферы маркетинга, рекламы и PR по городам России

На протяжении десяти лет портал Superjob рассчитывает собственный индекс заработной платы в ведущих отраслях. За исходное значение взяты показатели октября 2008 года и им присвоено 100 пунктов. За десятилетие зарплаты в сфере «Маркетинг, реклама и PR» выросли на 62 %, а за 2018 год — на 8 %. Это хорошая динамика — в областях «Банковское дело», «Кадры» и «Строительство» рост скромнее.

Индекс заработной платы

По данным портала Trud.com, в России средняя зарплата маркетолога/специалиста по PR — 30 600 рублей. Причем на портале средняя зарплата в течение года изменялась в диапазоне 25–45 тысяч. Самая высокая в Москве — 55 тысяч рублей, затем в Санкт-Петербурге — 45 тысяч и Приморском крае — 40 тысяч. Самые низкие зарплаты в Воронеже, Новосибирске и Краснодаре — по 30 тысяч.

Средняя зарплата маркетолога/специалиста по PR в России

Чаще всего работодатели ищут специалистов на оклад 20–40 тысяч в месяц. Таких вакансий 42 %. Наиболее редко — на зарплату выше 80 тысяч — меньше 4 %.

Соотношение количества вакансий с разным уровнем зарплаты

Портал «Мой круг» рассчитывает средние зарплаты специалистов через анкетирование. В опросах участвуют 7–8 тысяч человек. На конец 2018 года опубликовано два отчета: за первое полугодие и за май-октябрь. Согласно подсчету портала, зарплата маркетолога в России, за исключением двух столиц, составляет от 40 до 63 тысяч рублей, в Москве — от 60 до 80 тысяч, в Санкт-Петербурге — 80 тысяч. Зарплата по России — от 50 до 70 тысяч рублей. За год уровень зарплаты маркетолога сильно снизился: в Москве — на 20 %, а по России — на 35 %.

Команда Serpstat рассчитывает собственный рейтинг зарплат интернет-маркетологов. В опросе за первое полугодие 2018 года участвовало 400 человек. Зарплату можно фильтровать по специализациям, городам России и опыту работы. Мы приводим средние зарплаты с максимальным стажем работы 10 лет. Значения — в долларах США.

Специализация

Россия без Москвы

Москва

SEO

875

1280

Контекстная реклама

675

1200

SMM

700

943

Маркетолог

808

1685

Контент-маркетолог

744

1250

Кратко

  1. Согласно опросу Ruward, в 2018 году digital-компании считают, что рынок растет (65 %) и конкуренция увеличивается (80 %). Почти 85 % отметили рост выручки. Средняя норма прибыли в агентствах составляет 5–20 %, чуть меньше 100 опрошенных компаний оказывают услуги по себестоимости.
  2. В digital-сфере преобладает малый бизнес — в 65 % компаний работают от 10 до 20 человек. На рынке меньше 3 % агентств со штатом от 150 сотрудников.
  3. Почти 80 % digital-агентств России создают сайты на заказ, половина занимается SEO и контекстной рекламой. В 2018 году агентства отметили увеличение спроса на performance-маркетинг, комплексные услуги, разработку сайтов или IoT. Менее востребованными стали услуги по Smart-TV-коммуникациям, цифровой трансформации бизнеса заказчика и SEO.
  4. Среди лидеров рейтингов RUWARD, Adindex и Tagline чаще всего встречаются агентства Nectarin — 13 раз, Isobar Russia — 10, Agima — 9, Realweb — 8 и iConGroup — 6 (не включая входящее в него агентство iСonText — 4) .
  5. В 2018 году спрос на digital-специалистов снижался, а количество соискателей оставалось на высоком уровне. По оценке HeadHunter, на одну вакансию приходится 3,7 резюме по России, в Москве и Санкт-Петербурге — больше 4.
  6. По подсчетам HeadHunter, средняя зарплата в сфере «Маркетинг, реклама и PR» составляет 47 300 рублей по России, 68 тысяч — в Москве и 50 тысяч — в Санкт-Петербурге.
  7. Согласно статистике Trud.com, средняя зарплата маркетолога в России — 30 тысяч, в Москве — 50 тысяч, в Санкт-Петербурге — 45 тысяч.
  8. По опросу портала «Мой круг», зарплата маркетолога составляет в России от 50 до 70 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — до 80 тысяч рублей. Портал зафиксировал падение уровня зарплаты с начала года: на 35 % — по России и на 20 % — в Москве.
  9. По рейтингу Serpstat, в России средняя зарплата маркетолога — 800 долларов США, SEO-шника — 875, контент-маркетолога — 740, SMM-щика — 700 и специалиста по контекстной рекламе — 675.

27 дек 18, 15:11
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Итоги года в IT 2018

Вот и подошла пора подводить традиционные итоги года. В обзоре мы рассмотрели, какие языки были популярны в этом году, какие — нет, какими технологиями пользовались разработчики и сколько они в среднем зарабатывали. Итак, к цифрам.

Популярные языки программирования

TIOBE. В топ-5 популярных языков программирования входят Java, C, C++, Python и Visual Basic.NET. Причем в прошлом году пятерка лидеров была почти такой же — только вместо Visual Basic.NET ее замыкал C#. За год существенно поднялись в рейтинге SQL (в прошлом году он даже не вошел в двадцатку), Go (+4 места), Objective-C (+8) и Swift (+8). Objective-C в этом году опередил Swift на одну строчку.

Стремительно теряют популярность Perl — за два года он спустился с 10 на 18 строчку рейтинга, Assembly — с 9 на 15 место за тот же период, Ruby — с 12 на 16 позицию. В 2017 году был всплеск интереса к языку R: он взлетел в рейтинге с 17 на 8 место, в 2018 — снова опустился на 14 строку.  

PYPL. Рейтинг показывает, что учат программисты всего мира. С прошлого года пятерка самых изучаемых языков не изменилась: это Python, Java, JavaScript, C# и PHP, — только они поменялись местами. В прошлом году на первом месте была Java, в этом — Python. В 2017 пятерку замыкал JavaScript, теперь — PHP. Продолжает расти интерес к языкам TypeScript, Go, Lua, Haskell, Julia, хотя в рейтинге TIOBE в двадцатку входит только Go.

В долгосрочной мировой перспективе прослеживаются устойчивые тренды:

  • растет интерес к изучению Python, R, Swift, MatLab, Scala, Go, Kotlin, TypeScript;

  • стабильно привлекают разработчиков Java, C#, JavaScript, C/C++;

  • падает интерес к PHP, Ruby, Perl, VBA, Visual Basic, Objective-C, Delphi.

Stack Overflow традиционно проводит опрос программистов. В 2018 году в нем приняли участие 100 тысяч человек. Топ-5 языков, которые наиболее часто используют профессиональные разработчики, включает JavaScript, HTML, CSS, SQL и Java.

Если рассматривать только языки программирования, в пятерку лидеров войдут JavaScript, SQL, Java, Python и C#. JavaScript занимает первое место уже шесть лет подряд, а быстрее всех набирает популярность Python.

Традиционный вопрос — «Какие языки вам нравятся, какие ненавидите, а какие хотите изучить?» — показывает истинные чувства программистов. Ответы во многом совпали с прошлогодними. Народную любовь сохраняет Rust (37-е место в рейтинге TIOBE, 20-е — в PYPL), всеобщую неприязнь — Visual Basic 6 (20-е место TIOBE, 15-е PYPL). И конечно, все хотят учить Python, JavaScript и Go.

Любят

Ненавидят

Хотят изучить

Rust

Visual Basic 6

Python

Kotlin

Cobol

JavaScript

Python

CoffeeScript

Go

TypeScript

VB.NET

Kotlin

Go

VBA

TypeScript

Swift

MatLab

Java

JavaScript

Assembly

C++

C#

Perl

Rust

F#

Objective-C

C#

Clojure

Lua

Swift

Bash/Shell

Groovy

HTML

Scala

Delphi/Object Pascal

CSS

SQL

C

SQL

HTML

Ocalm

R

CSS

PHP

C

Haskell

Hack

Ruby

Julia

C++

Scala

Java

Erlang

Haskell

R

Ruby

Bash/Shell

Ruby

R

PHP

Erlang

Java

F#

C++

Julia

Assembly

Hack

Haskell

Erlang

PHP

CSS

Clojure

Ocaml

HTML

Objective-C

Интерес вызывает и еще один вопрос из исследования Stack Overflow — «Какие языки ассоциируются у вас с высокой зарплатой?». Первое место занимает F#, разработанный компаний Microsoft в 2005 году. Почитать подробно про него можно в статье «Хочу все знать. F#». Вот первая десятка языков со среднегодовой зарплатой специалистов:

  • F# — 74 000 $;
  • Ocalm — 73 000 $;
  • Clojure — 72 000 $;
  • Groovy — 72 000 $;
  • Perl — 69 000 $;
  • Rust — 69 000 $;
  • Erlang — 67 000 $;
  • Scala — 67 000 $;
  • Go — 67 000 $;
  • Ruby — 64 000 $.

В этом списке мы не видим популярных языков, а некоторые из перечисленных входят в рейтинг неприязни — тем не менее это не мешает профильным программистам зарабатывать с их помощью хорошие деньги. По всей видимости, большие зарплаты обусловлены дефицитом специалистов. Ведь действительно найти разработчика PHP или JS намного проще, чем Perl.

GitHUB представил собственное исследование за 2018 год. По количеству репозиториев самыми популярными языками стали JavaScript, Java, Python, PHP и Ruby.

По числу программистов — JavaScript, Java, Python. Сильно потерял позиции Ruby — он упал с пятой на десятую строку, а Objective-C вообще вылетел из десятки. Его место занял TypeScript, который за год поднялся с 10 на 7 место.

Интересен рост количества разработчиков по каждому языку. Программистов, которые работают на Kotlin, стало больше в 2,5 раза. Также растут HCL, TypeScript, PowerShell и Rust. Подробнее о Kotlin можно узнать в материале «Хочу все знать. Язык Kotlin».

Популярные технологии

Базы данных. Согласно рейтингу PYPL, в 2018 году программисты больше всего изучали Oracle, MySQL, SQL Server, PostgreSQL и MongoDB. Также рос интерес к освоению Redis, Apache Hive, MariaDB, DynamoDB.

За последнее десятилетие:

  • возрос интерес к изучению Apache Hive, DynamoDB, Elasticsearch, Firebase, MariaDB, MongoDB, Redis, SAP HANA, Splunk, Teradata;

  • стабильно привлекают разработчиков Oracle, MySQL, SQL Server, PostgreSQL, Solr, SQLite;

  • снижается интерес к DB2, FileMaker, Firebird, Sybase.

В опросе Stack Overflow разработчики назвали самые используемые базы данных: MySQL, SQL, PostgreSQL, MongoDB, SQLite.

В вопросе «Какие базы данных вам нравятся, какие ненавидите, а какие хотите изучить?» места распределились так:

Любят

Ненавидят

Хотят изучить

Redis

IBM Db2

MongoDB

PostgreSQL

Oracle

Elasticsearch

Elasticsearch

Memcached

PostgreSQL

Amazon RDS/Aurora

Apache HBase

Redis

Microsoft Azure (Tables, CosmosDB, SQL, etc)

Amazon Redshift

MySQL

Google Cloud Storage

Apache Hive

Microsoft Azure (Tables, CosmosDB, SQL, etc)

MongoDB

Cassandra

Google Cloud Storage

MariaDB

SQLite

Cassandra

Google BigQuery

MySQL

Amazon DynamoDB

SQL Server

Neo4j

Google BigQuery

IDE. PYPL посчитал, что больше всего в 2018 году разработчики изучали Visual Studio, Eclipse, Android Studio, NetBeans и IntelliJ. Рос интерес к IntelliJ, Visual Studio Code, Light Table и Eric Python, снижался — к Atom, Xcode, Xamarin, Zend Studio и Coda 2.

В исследовании Stack Overflow популярные инструменты разбиты по направлениям: для сисадминов, web- и мобильных разработчиков. Пятерка общих лидеров включает Visual Studio Code, Visual Studio, Notepad++, Sublime Text и Vim.

Web-разработчики

Мобильные разработчики

Сисадмины

Visual Studio Code

Android Studio

Vim

Visual Studio

Visual Studio Code

Visual Studio Code

Notepad++

Xcode

Notepad++

Sublime Text

Visual Studio

Visual Studio

IntelliJ

Notepad++

Sublime Text

Vim

Sublime Text

IntelliJ

Eclipce

IntelliJ

Atom

Atom

Eclipce

Android Studio

Android Studio

Atom

Eclipce

PyCharm

Vim

PyCharm

Инструменты. В топ-5 самых часто используемых инструментов: фреймворков, библиотек и прочего — входят Node.js, Angular, React, .NET Core, Spring. Разработчики любят TensorFlow, ненавидят Cordova и хотят изучить React. Подробнее про TensorFlow можно узнать в материале «Tenzor Flow — open-sources от Google».

Любят

Ненавидят

Хотят изучить

TensorFlow

Cordova

React

React

Xamarin

Node.js

Torch/PyTorch

Hadoop

TensorFlow

Node.js

Angular

Angular

.NET Core

Django

.NET Core

Spark

Spring

Django

Spring

Spark

Hadoop

Django

.NET Core

Xamarin

Angular

Node.js

Spark

Hadoop

Torch/PyTorch

Torch/PyTorch

Занятость программистов в мире

В исследовании Stack Overflow 2018 обобщили средние показатели по занятости программистов.

Тип занятости. Если в прошлом году 83 % опрошенных работали в компаниях на полной занятости, то в 2018 таких только 76 %. Фриланс остался на том же уровне — 10 %, а количество безработных в поиске нового места увеличилось в пять раз: с 1,3 % в 2017 до 5 % в 2018. Это 4300 человек из 86 тысяч программистов, ответивших на вопрос.

Размер компании. Больше всего программистов трудятся в компаниях с количеством сотрудников от 20 до 99 человек, меньше всего — от 5 до 9 тысяч. За год цифры изменились несущественно, в среднем в пределах одного процента.

Отрасль. Сильного перекоса в сторону одной отрасли нет. Занятость распределена равномерно: 16 % — компании по разработке сайтов и дизайна, по 10 % — IT, SaaS и разработка ПО, 8,8 % — финансовый сектор. Меньше всего программистов работает в медицинских компаниях — 4,5 %.

Поиск работы. Среди всех программистов — и занятых, и безработных — только 24,3 % не интересуются вакансиями. 59,8 % респондентов не ищут их, но готовы рассмотреть предложения, а 15,9 % находятся в активном поиске. Причем больше всего людей, ищущих новую работу, в США — 14,2 %, а минимум — 10,7 % — в Германии.

Среди тех, кто ищет работу, 18,5 % преподавателей или научных работников, 18,1 % — мобильных разработчиков, 18 % — специалистов по Data Science и машинному обучению, 17,9 % — бизнес-аналитиков или аналитиков данных, 17,9 % — гейм-дизайнеров или гейм-девелоперов, 17,7 % — дизайнеров. Меньше всех — управленцев (CEO, CTO и пр.) — 12 %.

Программисты часто меняют работу: 34,6 % вышли на новое место в течение этого года, 22 % — больше года назад, 18,8 % — больше двух лет назад, 18,9 % — больше четырех лет назад. Всего 5,8 % на протяжении всей карьеры работают в одной компании, в Индии таких — 11,2 % программистов.

При выборе компании разработчики смотрят на зарплату и соцпакет (18,3 %), технологии (17,3 %) и дальнейшее профессиональное развитие (16 %). Однако женщины-программисты (4000 респондентов) на первое место поставили «корпоративную культуру» (16,9 %), а зарплату и соцпакет — только на четвертое (14,1 %). Если сравнивать по странам, то больше всего программисты смотрят на зарплату в Великобритании — 81,7 %, меньше всего в Индии — 64 %.

Зарплата. В опросе приняло участие 57 тысяч человек. Больше всего зарабатывают технические руководители (Engineering manager) — 89 тысяч долларов в год, причем в США у них зарплата еще выше — 137 тысяч. На втором месте DevOps-инженеры — 72 тысячи долларов (110 000 в США), на третьем — специалисты по Data Science и machine learning — 60 тысяч долларов (102 000 в США). Меньше всего на мировом рынке зарабатывают мобильные разработчики — 43 000 долларов и разработчики игр — 40 000.

В США топ профессий отличается от мировых. На первых местах — технические руководители, DevOps-инженеры, бэкендеры, дата-сайентисты и мобильные разработчики. Меньше всего платят дизайнерам (85 000 $) и тестировщикам (83 000 $).

На портале Glassdoor автоматически рассчитывается средняя зарплата. Больше всего предлагают специалистам по Data Science — 139 тысяч долларов, меньше всего программистам JavaScript — 72 тысячи.

Зависимость зарплаты. Не обязательно иметь многолетний опыт, чтобы получать высокую зарплату. При пятилетнем стаже Data Scientist может заработать 60 тысяч долларов в год, мобильный разработчик — 44 тысячи, а разработчик игр —  40 тысяч. Но чтобы занять позицию DevOps-инженера с зарплатой 73 тысячи, нужно восемь лет опыта, Product-менеджера — девять лет, а СТО/СЕО и технических управленцев — более десяти лет.

Зависимость зарплаты от использования языка программирования не изменилась за этот год. По-прежнему много платят тем, кто работает на редких ЯП: Clojure, F#, Hack, Go, Scala, Erlang, Groovy. Причем опыт работы имеет меньшее значение, чем язык. Программисты Delphi с двенадцатилетним опытом зарабатывают меньше, чем специалист с пятью годами стажа, работающий на Hack.

Перспективы. Программистам задали вопрос «Чем вы надеетесь заниматься через пять лет?». Ответы распределились так:

  • работать в более крутой компании — 33,9 %;
  • основать собственную — 25,7 %;
  • работать там же/ так же — 19,4 %;
  • работать техническим управленцем — 9,9 %;
  • работать управленцем — 6,6 %;
  • заниматься другим — 2,8 %;
  • уйти на пенсию — 1,7 %.

Занятость IT-специалистов в России

Динамика вакансий. Спрос на IT-специалистов в этом году рос, особенно в летние месяцы. Об этом свидетельствует статистика портала HeadHunter. По сравнению с 2017 годом, в июне и августе количество вакансий увеличилось более чем на 40 %, а в июле — вообще на 79 %.

Однако это связано не с бумом в отрасли, а с общей тенденцией на рынке труда. В первом полугодии преобладали позитивные экономические настроения, поэтому количество вакансий увеличивалось практически во всех сферах. С сентября ситуация ухудшилась, что отразилось на желании организаций нанимать сотрудников.

Информационные технологии входят в десятку сфер с наибольшим количеством размещенных вакансий. Больше, чем айтишников, требуется только продажников, рабочих и сотрудников на производство. По сравнению с прошлым годом, количество IT вакансий выросло на 21 %, но в 2017 году IT-сфера была на втором месте, в 2018 — на четвертом. В общем объеме предложений количество IT-вакансий уменьшилось.

Динамика резюме. IT-соискателей становится больше. Наблюдалось временное снижение летом, но с сентября количество резюме снова выросло. Общий рост за год составляет 13 %.

IT находится на седьмом месте среди направлений с наибольшим количеством размещенных резюме. Среди тех, кто ищет работу, больше всего специалистов без опыта, продажников и административного персонала.

Конкуренция среди соискателей. На конец 2018 года на каждую IT-вакансию приходится 2,8 резюме. Это не самый плохой показатель, и в 2017 году было так же. Например, на каждую вакансию юриста приходится девять резюме, стажера — десять, а руководителя — двенадцать. Меньше всего резюме в областях консалтинга, рабочего персонала, инсталляции и сервиса, а также страхования.

Статистика по городам. Рост числа вакансий и резюме по городам неоднородный. В Тюмени количество вакансий увеличилось на 70 %, а в Самаре — всего на 15 %. В отличие от прошлого года, работодатели размещают предложений больше, чем соискатели — резюме.

Конкуренция среди соискателей сильно различается по городам России. Наибольшая в Краснодаре — на каждую вакансию претендуют четыре человека. Чуть меньше в Иркутске, Уфе и Хабаровске — по трое. Наименьшая конкуренция в Ульяновске — 1,5 резюме и Перми — 1,6. В Москве на каждую вакансию приходится 2,8 резюме, в Санкт-Петербурге — 2,7.

Портрет соискателя. Типовой портрет соискателя за год не изменился. Программист — мужчина 26–35 лет с высшим образованием и опытом работы от трех до шести лет. Есть сходство с типовым респондентом Stack Overflow: это тоже мужчина 24–34 лет с высшим образованием и опытом работы от трех до пяти лет.

Сравнение типового портрета

 

Россия

Мир

Мужчина

81%

92%

Возраст 24/25 — 34/35

59%

50%

Высшее образование

82%

74%

Опыт работы 3-6 лет

26%

27%

Зарплата. По расчетам портала HeadHunter, средняя зарплата IT-специалиста в России — 60 600 рублей. Самая высокая в Москве — 91 000 рублей, минимальная в Саратове — 42 400. За год средняя зарплата в Москве и Санкт-Петербурге выросла на 9 %, в Красноярске — на 13 %, в Новосибирске — на 5 %, а в Нижнем Новгороде не изменилась. Зарплаты часто зависят от динамики резюме и вакансий. Например, за год количество вакансий в Красноярске увеличилось на 51 %, а резюме — всего на 14 %, поэтому и оплата выросла на 13 %.

Десять лет портал Superjob рассчитывает собственный индекс заработной платы в ведущих отраслях. За исходное значение взяты показатели октября 2008 года, и им присвоено 100 пунктов. За десятилетие зарплаты в IT выросли на 80 %, а за 2018 год — на 7 %. Зарплаты в других сферах существенно отстают.

По данным портала Trud.com, средняя зарплата программиста в России — тоже 60 тысяч рублей. Больше всего открыто IT-вакансий в Москве — 43 % от общего количества, в Санкт-Петербурге — 23 % и в Екатеринбурге — 11 %. Почти в 44 % открытых вакансий работодатели предлагают зарплату до 50 тысяч рублей. Только 13 % предложений — с зарплатой свыше 200 тысяч.

На портале «Мой круг» рассчитывают средние зарплаты через анкетирование участников. На вопросы ответили 7 тысяч человек. Средняя зарплата за первое полугодие 2018 года составила 101 тысячу рублей, а за вторую — 97 тысяч. В разрезе специализаций:

  • мобильная разработка — 120 тысяч рублей;
  • десктоп-разработка — 110 тысяч;
  • бэкенд — 100 тысяч;
  • фронтенд — 100 тысяч;
  • менеджмент — 80 тысяч;
  • администрирование — 80 тысяч;
  • тестирование — 75 тысяч.

Самые высокие зарплаты — в мобильной разработке: до 150 тысяч рублей, а минимальные — в администрировании: от 50 тысяч. Верхний предел по языкам программирования:

  • Scala — 250 тысяч рублей;
  • Golang — 225 тысяч;
  • Elixir — 200 тысяч;
  • Objective-C — 200 тысяч;
  • Swift — 200 тысяч;
  • Ruby — 200 тысяч.

Программисты на других языках получают меньше: Python — до 190 тысяч рублей, Java — 185 тысяч, JavaScript — 180 тысяч, PHP — 170 тысяч, C# — 170 тысяч. Самая низкая зарплата у Delphi-программистов — от 30 до 120 тысяч рублей.

Кратко

  1. В рейтинге TIOBE тройка популярных языков — Java, C и C++, в рейтинге PYPI — Python, Java и JavaScript. Согласно опросу Stack Overflow, разработчики чаще всего используют JavaScript, HTML и CSS. В GitHUB самые популярные — JavaScript, Java и Python.
  2. Согласно рейтингу PYPI, в этом году больше всего изучали базы данных: Oracle, MySQL, SQL Server — и IDE: Visual Studio, Eclipse и Android Studio. Stack Overflow выяснил, что чаще всего использовали БД MySQL, SQL и PostgreSQL и IDE Visual Studio Code, Visual Studio, Notepad++. Лидеры среди прочих инструментов — Node.js, Angular и React.
  3. В Stack Overflow посчитали, что 76 % опрошенных работают в компании на постоянке. Количество безработных увеличилось до 5 %, а 76 % активно ищут работу или готовы рассмотреть предложения. Больше всего программистов-мужчин интересует зарплата и соцпакет.
  4. Самые высокие зарплаты получают технические руководители (Engineering manager) — 89 тысяч долларов в год, DevOps-инженеры — 72 тысячи и специалисты по Data Science и machine learning — 60 тысяч. По данным портала Glassdoor, самые высокие средние зарплаты у специалистов по Data Science — 139 тысяч долларов, back-end программистов и инженеров по машинному обучению — по 114 тысяч.
  5. Согласно порталу HeadHunter, спрос на IT-специалистов в России растет. Средняя зарплата по РФ — 60 600 рублей. Самая высокая в Москве — 91 000 рублей, минимальная в Саратове — 42 400. По подсчетам портала Trud.com, средняя зарплата по России тоже 60 тысяч. Согласно анкетам программистов на сайте «Мой круг», средняя зарплата в первом полугодии 2018 года составляла 101 тысячу рублей, во втором — 97 тысяч. Больше платят в мобильной разработке — 120 тысяч и в десктоп-разработке — 110 тысяч.

3 дек 18, 17:57
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 2

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru