Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

развернуть

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

В этом году мы не ограничились только обзором IT, а решили взглянуть шире и проанализировать digital-сферу в России: маркетинг, рекламу и PR. В первой части подводим итоги рынка агентств и зарплат специалистов, во второй — говорим о перспективах в России и трендах от Google и Fjord.

Digital-отрасль: что происходит

Рейтинговое агентство Ruward ежегодно опрашивает digital-специалистов и представляет исследование атмосферы во всей отрасли. В 2018 году в опросе участвовали около тысячи компаний.

Рынок. Каждая четвертая компания на рынке — небольшое агентство с оборотом от миллиона до двух в месяц. Крупных агентств, через которые за год проходит более 130 миллионов рублей, меньше — каждое шестое. Один из пяти игроков рынка — мелкая компания с оборотом около 400 тысяч в месяц.

В этом году рынок рос. Почти 85 % агентств отметили увеличение выручки: у 45 % компаний — на 10 %, у 40 % — на 30 %. Только 2 % агентств зафиксировали спад. 65 % компаний согласны с тем, что рынок растет, а 80 % отмечают еще и усиление конкуренции. Однако Ruward предупреждает, что агентства часто слишком оптимистично оценивают собственные показатели.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Обороты digital-агентств России за три квартала 2018 года с учетом бюджетов на медийную рекламу  

По его подсчетам, средняя норма прибыли у digital-агентств составляет 5–20 % от выручки. Только треть игроков закладывают существенную наценку в стоимость услуг. Примерно 8 % агентств оказывают услуги по себестоимости.

Почти половина агентств России расположены в Москве и Санкт-Петербурге. У 40 % компаний открыты дополнительные офисы в двух столицах. Ruward отмечает два тренда: крупные столичные агентства переносят в регионы производственные мощности, а сильные игроки в регионах открывают допофисы в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы стать ближе к федеральным клиентам.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли


Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

На рынке больше всего агентств, созданных в последние десять лет. Мастодонтов, которые работают с 90-х, меньше 5 %. Последние три года новые агентства открываются реже. Эксперты Ruward считают, что это связано с ростом SaaS-сервисов, которые помогают малому бизнесу заниматься digital-направлением самостоятельно.

В digital-сфере преобладает малый бизнес. В 65 % компаний работают от 10 до 20 человек, в 5 % — до 5 человек. На рынке меньше 3 % агентств со штатом от 150 сотрудников.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Услуги. Почти 80 % digital-агентств России создают сайты на заказ, половина занимается SEO и контекстной рекламой. Это значит, что специалисты по этим трем направлениям востребованы на рынке.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

В 2018 году 10 % агентств отметили рост спроса на performance-маркетинг, 8 % — на комплексные услуги, по 5 % — на разработку сайтов или IoT. Спрос на остальные услуги увеличился незначительно — меньше 5 % компаний указали рост.

Стремительнее всего упал спрос на услуги по Smart-TV-коммуникациям: 15 % агентств отметили общее снижение, 6 % утверждают, что уменьшился спрос на цифровую трансформацию бизнеса заказчика, а 4 % — на SEO. Что остальные услуги стали менее востребованными, отметили меньше 3 % компаний. Очевидно, что спрос на digital-услуги не падает нигде, кроме первых двух позиций, а перераспределяется между агентствами. Клиенты меняют подрядчиков, поэтому одни фиксируют снижение спроса, а другие — рост.

Вот перечень услуг, на которые, по мнению представителей агентств, в 2018 году спрос рос или падал:

Спрос рос

Спрос падал

Performance-маркетинг

Комплексные digital-услуги

Разработка сайтов

Решения для IoT

PR и SMM

Digital-дизайн и креатив

SEO

Контекстная реклама

Разработка мобильных приложений

Интранет-системы

Мобильный маркетинг (media)

CRM-маркетинг

Мобильный маркетинг (performance)

Медиазакупки в цифровой среде

Интеграция CRM-системы

Разработка комплексной digital-стратегии

Видеопроизводство

Разработка с использованием блокчейн и смарт-контрактов

Таргетированная реклама

Highload-разработка

Email-маркетинг

Разработка AR и VR

Backend-разработка

Разработка дизайн-системы

RTB, programmatic

СРА-маркетинг

Frontend-разработка

Контент-маркетинг

Техподдержка веб-проектов

Разработка креативной стратегии

Smart-TV-коммуникации

Цифровая трансформация

SEO

Разработка мобильных приложений

PR и SMM

Разработка дизайн-системы

Медиазакупки в цифровой среде

Email-маркетинг

Мобильный маркетинг (media)

Хостинг

Backend-разработка

Обработка и внесение больших объемов данных

Контекстная реклама

Performance-маркетинг

Решения для IoT

Digital-дизайн и креатив

Разработка с использованием блокчейн и смарт-контрактов

Разработка сайтов

СРА-маркетинг

Интранет-системы

Разработка технической документации

Разработка баннеров

Frontend-разработка

Таргетированная реклама

Разработка бренд-платформы

Техподдержка веб-проектов

3D-моделирование

Мониторинг и анализ упоминаний

Интеграция CRM-систем

Комплексные digital-услуги

Digital-агентства хотят работать с заказчиками из e-commerce, недвижимости, стартапов, медицины и финансов. Это треть всех компаний на рынке. Меньше всего агентства заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом в сфере искусства, развлечений и товаров для детей.

Digital-лидеры: кто впереди

Приводим топ-5 лучших компаний в разных специализациях. Если хотите работать у лидеров — присмотритесь к ним.

Ruward. Ежегодно Ruward составляет рейтинг агентств по 11 направлениям. В 2018 году в число лидеров вошли:

Веб-студии

Мобильная разработка

Прорыв года

Золотая сотня

AIC+QSOFT

REDMADROBOT

1PS.RU

iConGroup

AGIMA

Touch Instinct

Цифровой элемент

Nectarin

Notamedia

AGIMA

ADICT Group

Isobar Russia

ADV

e-Legion

Extyl-PRO

Ingate

АРТВЕЛЛ

InfoShell

Космос-Веб

AGIMA

Digital-продакшен

Агентство полного цикла

Performance

AGIMA

Nectarin

iConGroup

REDMADROBOT

Isobar Russia

Realweb

AIC+QSOFT

DOT

iProspect/Isobar Russia

Actis Wunderman

iConGroup

Adventum

Touch Instinct

ITECH.group

i-Media

SEO

Контекстная реклама

SMM

Дизайн и креатив

Ingate

iConGroup

Nectarin

CreativePeople

Kokoc.com

Realweb

Mosaic

AIC+QSOFT

Demis Group

Блондинка.Ру

Possible

Студия Олега Чулакова

BDBD

MGCom

Isobar Russia

REDMADROBOT

iConGroup

ArrowMedia

Pichesky

Nimax

AdIndex проводит собственный опрос заказчиков digital-услуг и формирует рейтинг агентств. В 2018 году на вопросы ответили представители 630 компаний. Вот лидеры отрасли по рейтингу AdIndex:

Разработка мобильных приложений

Digital-продакшен

Лидогенерация

Special Projects

Touch Instinct

DOT

iConText

PRT

Affect

Affect

Nectarin

Sorry,Guys.Media

REDMADROBOT

Catzwolf

Realweb

Zorka.Mobi

DOT

CreativePeople

Go Mobile

Isobar Russia

AGIMA

Nectarin

RTB House

Affect

SEO

Контекстная реклама

SMM & Digital PR

Стратегия и креатив

ISEO

iConText

PRT

Nectarin

Ingate

Nectarin

Nectarin

PRT

Ашманов и партнеры

MGCom

DOT

Isobar Russia

Digital Geeks

Artics Internet Solutions

Isobar Russia

Affect

Artics Internet Solutions

Realweb

JAMI

Sova Digital

Закупки рекламы

Direct

Programmatic

Video

Mobile

Non-Standard

Isobar Russia

iConText

Nectarin

Zorka.Mobi

Media Instinct

Media Instinct

Segmento

Realweb

Nectarin

Nectarin

Realweb

Nectarin

Media Instinct

Go Mobile

Zorka.Mobi

Nectarin

MGCom

Carat

iConText

Dentsu X

Adventum

Realweb

OMD Resolution

Zen Mobile

Mosaic

Tagline. В рейтинге Tagline учитываются бизнес-показатели, участие в тендерах и мнение конкурентов. Вот пятерки лидеров:

Веб-разработка

Мобильная разработка

Интеграция интернет-решений

Дизайн

AGIMA

REDMADROBOT

ADV

AIC

Студия Артемия Лебедева

AGIMA

AGIMA

Студия Олега Чулакова / Студия Артемия Лебедева

ADV / AIC

Touch Instinct /e-Legion

QSOFT

CreativePeople

Actis Wunderman / Articul

65apps

Aero/ Artwell

Articul / ONY

ITECH / Студия Олега Чулакова

Clever Pumpkin

Actis Wunderman / Greensight

AGIMA

Digital

Performance

SMM

Mosaic / Possible

MgCOM/ iConGroup

Mosaic / Pichesky

Ailove / Pichesky

Arrow Media / Realweb

Possible

Isobar Russia

i-Media / iProspect

Fistashki / Re:Evolution

Jami

RTA

Isobar Russia / Jami

Affect

Artics

Little Big Agency / «Люди говорят»

Digital-специалисты: как себя чувствуют  

Динамика вакансий. Согласно статистике портала HeadHunter, в этом году спрос на специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR снижался. Был кратковременный всплеск в начале года, который начался еще в конце 2017. С марта спрос на сотрудников убывает.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Однако снижение спроса не связано с генеральными тенденциями на рынке труда. На графике видно, что общее количество вакансий увеличивалось до середины года и с октября, возможно, рост продолжится. Но количество вакансии для специалистов сферы digital явно убывает.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Динамика резюме. Количество резюме, напротив, не сокращается и держится на высоком уровне в течение года. Тогда как в первой половине прошлого года прироста резюме практически не было. Возможно, компании не только не берут новых специалистов, но и расстаются с работающими, поэтому и резюме много.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Digital-специальности (маркетинг, реклама, PR) входят в десятку сфер, в которых чаще всего размещают резюме, но находятся на 9-ом месте. Больше всего работу ищут специалисты без опыта, продажники и администраторы.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Конкуренция среди соискателей. По подсчетам HeadHunter, на одну вакансию в сфере «Маркетинг, реклама и PR» приходится 3,7 резюме. Это неплохой показатель — примерно столько же в категориях «Банки», «Транспорт», «Производство» и «Домашний персонал». Для сравнения: в IT — 2,8 резюме. Меньше всего резюме на вакансии по направлениям «Рабочий персонал» — 0,8, «Консультирование» — 1, «Инсталляция и сервис» — 1,1 и «Страхование» — 1,7.

Согласно опросу Ruward, 80 % компаний отмечают кадровый голод на рынке digital-специалистов. Но по количеству резюме не скажешь, что есть дефицит. По всей видимости, опыт и квалификация соискателей не соответствуют требованиям работодателей.

Статистика по городам. Срез по городам показывает неоднородный рост числа вакансий и резюме. Больше всего новых вакансий за год появилось в Хабаровске (+ 49 %), Тюмени (+ 49 %) и Челябинске (+ 40 %), меньше всего — в Самаре и Ростове-на-Дону (по + 16 %) и Ульяновске (+ 14 %). В Ульяновске и Ростове-на-Дону растущее количество резюме за год превысило число вакансий. Лучше всего соискатели чувствуют себя в Перми, Челябинске, Волгограде и Хабаровске — рост вакансий обгоняет прибавление числа резюме в среднем на 20 %.

Соотношение количества резюме и вакансий по городам России

Конкуренция среди digital-соискателей сильно разнится по городам России. Наибольшая в Москве и Санкт-Петербурге: на каждую вакансию претендуют по четыре человека. Чуть меньше — в Краснодаре, Волгограде и Самаре: по трое. Минимальная конкуренция в Челябинске, Красноярске и Хабаровске: два  претендента на вакансию и менее. В среднем по России на каждую вакансию приходится 3,2 соискателя.

Количество резюме на одну вакансию по городам России

Портрет соискателя. Специалист в digital — женщина в возрасте 26–35 лет с высшим образованием и опытом работы от 3 до 6 лет. Подавляющее большинство соискателей молоды: старше 45 лет — только 4 % женщин и 6 % мужчин.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Зарплата. По оценке HeadHunter, средняя зарплата в digital-сфере в России — 47 300 рублей. Самая высокая не в Москве, а в Краснодаре — 73 100. С чем это связано — не известно. Там достаточно высокая конкуренция — 3,2, а рост количества резюме (+ 24 %) не уступает увеличению вакансий (+ 26 %). Возможно, в течение года требовались руководители высшего звена, оклады которых и «улучшили» среднюю зарплату по региону.

 

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Средняя зарплата в Москве — 68 200 рублей, в Санкт-Петербурге — 50 200. Самые низкие зарплаты в Ярославле — 33 600 рублей, Омске — 33 000, Ульяновске — 31 900 и Саратове — 31 600. Скромные зарплаты в Ульяновске объясняются тем, что нет высокого спроса на digital-специалистов. Но в остальных городах они связаны с общим низким уровнем зарплат в регионе. Средняя зарплата по Ярославлю, Омску и Саратову составляет 35–37 тысяч рублей.

Средняя зарплата специалистов сферы маркетинга, рекламы и PR по городам России

На протяжении десяти лет портал Superjob рассчитывает собственный индекс заработной платы в ведущих отраслях. За исходное значение взяты показатели октября 2008 года и им присвоено 100 пунктов. За десятилетие зарплаты в сфере «Маркетинг, реклама и PR» выросли на 62 %, а за 2018 год — на 8 %. Это хорошая динамика — в областях «Банковское дело», «Кадры» и «Строительство» рост скромнее.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Индекс заработной платы

По данным портала Trud.com, в России средняя зарплата маркетолога/специалиста по PR — 30 600 рублей. Причем на портале средняя зарплата в течение года изменялась в диапазоне 25–45 тысяч. Самая высокая в Москве — 55 тысяч рублей, затем в Санкт-Петербурге — 45 тысяч и Приморском крае — 40 тысяч. Самые низкие зарплаты в Воронеже, Новосибирске и Краснодаре — по 30 тысяч.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Средняя зарплата маркетолога/специалиста по PR в России

Чаще всего работодатели ищут специалистов на оклад 20–40 тысяч в месяц. Таких вакансий 42 %. Наиболее редко — на зарплату выше 80 тысяч — меньше 4 %.

Итоги digital 2018: ситуация в отрасли

Соотношение количества вакансий с разным уровнем зарплаты

Портал «Мой круг» рассчитывает средние зарплаты специалистов через анкетирование. В опросах участвуют 7–8 тысяч человек. На конец 2018 года опубликовано два отчета: за первое полугодие и за май-октябрь. Согласно подсчету портала, зарплата маркетолога в России, за исключением двух столиц, составляет от 40 до 63 тысяч рублей, в Москве — от 60 до 80 тысяч, в Санкт-Петербурге — 80 тысяч. Зарплата по России — от 50 до 70 тысяч рублей. За год уровень зарплаты маркетолога сильно снизился: в Москве — на 20 %, а по России — на 35 %.

Команда Serpstat рассчитывает собственный рейтинг зарплат интернет-маркетологов. В опросе за первое полугодие 2018 года участвовало 400 человек. Зарплату можно фильтровать по специализациям, городам России и опыту работы. Мы приводим средние зарплаты с максимальным стажем работы 10 лет. Значения — в долларах США.

Специализация

Россия без Москвы

Москва

SEO

875

1280

Контекстная реклама

675

1200

SMM

700

943

Маркетолог

808

1685

Контент-маркетолог

744

1250

Кратко

  1. Согласно опросу Ruward, в 2018 году digital-компании считают, что рынок растет (65 %) и конкуренция увеличивается (80 %). Почти 85 % отметили рост выручки. Средняя норма прибыли в агентствах составляет 5–20 %, чуть меньше 100 опрошенных компаний оказывают услуги по себестоимости.
  2. В digital-сфере преобладает малый бизнес — в 65 % компаний работают от 10 до 20 человек. На рынке меньше 3 % агентств со штатом от 150 сотрудников.
  3. Почти 80 % digital-агентств России создают сайты на заказ, половина занимается SEO и контекстной рекламой. В 2018 году агентства отметили увеличение спроса на performance-маркетинг, комплексные услуги, разработку сайтов или IoT. Менее востребованными стали услуги по Smart-TV-коммуникациям, цифровой трансформации бизнеса заказчика и SEO.
  4. Среди лидеров рейтингов RUWARD, Adindex и Tagline чаще всего встречаются агентства Nectarin — 13 раз, Isobar Russia — 10, Agima — 9, Realweb — 8 и iConGroup — 6 (не включая входящее в него агентство iСonText — 4) .
  5. В 2018 году спрос на digital-специалистов снижался, а количество соискателей оставалось на высоком уровне. По оценке HeadHunter, на одну вакансию приходится 3,7 резюме по России, в Москве и Санкт-Петербурге — больше 4.
  6. По подсчетам HeadHunter, средняя зарплата в сфере «Маркетинг, реклама и PR» составляет 47 300 рублей по России, 68 тысяч — в Москве и 50 тысяч — в Санкт-Петербурге.
  7. Согласно статистике Trud.com, средняя зарплата маркетолога в России — 30 тысяч, в Москве — 50 тысяч, в Санкт-Петербурге — 45 тысяч.
  8. По опросу портала «Мой круг», зарплата маркетолога составляет в России от 50 до 70 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — до 80 тысяч рублей. Портал зафиксировал падение уровня зарплаты с начала года: на 35 % — по России и на 20 % — в Москве.
  9. По рейтингу Serpstat, в России средняя зарплата маркетолога — 800 долларов США, SEO-шника — 875, контент-маркетолога — 740, SMM-щика — 700 и специалиста по контекстной рекламе — 675.

Ключевые слова: digital, итоги 2018
Опубликовано 27.12.2018 в 15:11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев