Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Email

8 полезных идей подготовки бизнеса к новогодним праздникам

Если и можно определить самое удачное время для увеличения продаж, то это, конечно же, новогодние праздники. На этот период у любой компании должна быть заготовлена тематическая маркетинговая стратегия, позволяющая максимально эффективно действовать в условиях ажиотажа. В этой статье я дам советы по поводу того, как бизнесу правильно готовиться к встрече Нового года. 

Данные федеральной государственной службы статистики однозначно говорят о повышении объёмов продаж практически любых товаров под Новый год. Активный рост начинается в ноябре и продолжается до конца декабря. Так, в декабре 2018 года продажи товаров выросли на 19,8% по сравнению с ноябрём, а в 2017 году - на 20,1%. По ряду категорий товаров оборот может быть ещё больше. Например, продажи алкоголя в декабре 2018 года выросли на 34%.

Покупатели в это время часто получают больше денег за счет годовых премий на работе и готовы активно с ними расставаться. Под Новый год люди очень восприимчивы к рекламе, которая вызывает у них ностальгические и праздничные эмоции. Так, в 2013 году авиакомпания WestJet выпустила к Рождеству ролик про то, как пассажиры авиарейса прослезились, неожиданно получив подарки от Санта-Клауса. 50 миллионов человек, просмотревших видео, прослезились вместе с ними: 

Наглядный пример того, как не рекламируя напрямую свои услуги, компания повысила лояльность клиентов и позволила им ассоциировать свой бренд с праздничным чудом. Что ещё можно сделать бизнесу, чтобы по максимуму вложиться в годовую отчётность в этот период?

Специальные подарки

Новогодние праздники — идеальное время для того, чтобы поблагодарить своих клиентов за сотрудничество в течение года. Можно организовать подарки к покупкам только в определённые дни перед Новым годом или сюрпризы к любой новогодней покупке.  

Акции и скидки

Нужно понимать, что  в предновогодний период конкуренты также работают усерднее, поэтому главное сейчас — выделиться. Придумать привлекательные скидки для клиентов и остаться при этом в плюсе — не самая простая задача, поэтому стоит предложить покупателям нечто большее, чем просто экономия нескольких рублей.

Результаты исследований показывают, что, хотя снижение цен обычно — главный фактор, влияющий на принятие решения о покупке, под Новый год ситуация немного меняется. Клиенты так или иначе будут тратить свои деньги на подарки, поэтому, выбирая среди всех магазинов и компаний, они ищут те, которые предлагают товары с повышенной ценностью. Что это значит? То, что можно увеличить ценность за счёт каких-нибудь бонусов к покупке! 

Например, перед Новым годом важно предоставить покупателям возможность быстрого возврата или доставки на дом. Можно также увеличить срок возврата товара, потому что чаще всего подарки приобретаются задолго до праздников, и сроки возврата заканчивается ещё до момента вручения. А если подарок не понравился? Выбирая между двумя компаниями, предлагающими похожие товары, клиент предпочтёт ту, которая предложит более выгодные условия сделки. 

Ещё один вариант привлечения покупателей — бесплатная и/или экстрабыстрая доставка, что очень ценно для тех, кто не успел приобрести подарки близким заранее. Таких людей всегда хватает. Вот ещё варианты увеличения ценности:

  • Вручение подарочных или скидочных купонов на следующую покупку. 
  • Подарки в соцсетях для подписчиков в обмен на какое-то действие — например, заполнение формы обратной связи, предоставление адреса электронной почты и номера телефона.
  • Возможность быстрого возврата или обмена товара на более подходящий.
  • Новогодние акции типа «2 товара по цене одного» - отличный способ повысить свой доход за счёт повышения объёмов продаж. 

Праздничное мобильное приложение

Небольшое мобильное приложение в честь новогодних и рождественских праздников может выделить предложения компании среди конкурентов. Что можно добавить в приложение:

  • создание списков подарков для родных и близких;
  • интеграцию каталога продуктов компании;
  • карту физических магазинов, если они есть;
  • специальные предложения для тех, кто загрузил приложение на свой смартфон;
  • сканирование QR-кодов продуктов с возможностью получения персональной скидки или подарка.

Конкурсы

Интерактивные конкурсы позволяют привлечь и удержать внимание клиентов не только в момент совершения покупки, но до и после неё. Главное здесь — соответствие сложности заданий главному выигрышу. Например, задание снять видео с привлечением товара компании или названием бренда требует подготовки от участников конкурса и затрат времени, поэтому и приз должен быть ценнее, чтобы мотивировать аудиторию. А поделиться ссылкой в соцсетях или заполнить контактную форму намного проще, поэтому и приз может быть скромнее. Не нужно забывать про обязательное условие — «поделиться в соцсетях». Это повысит охват новой аудитории.

 

Рассылки

Пользователь, получая письмо с новогодними акциями и предложениями, невольно запоминает компанию, отправившую такой email. В момент принятия решения о покупке он может вспомнить именно вашу компанию или бренд — даже если не воспользовался предложениями из электронного письма сразу.

Для достижения такого результата недостаточно бомбить подписчиков электронными посланиями постоянно. Сроки рассылки должны быть обоснованными, а сами письма — краткими, креативными и вызывающими эмоции. Это требует приличных затрат времени, поэтому начинать работу по подготовке новогодней рассылки нужно в августе-сентябре. Но если поторопиться, то можно успеть всё подготовить и прямо под Новый год. 

Какие письма можно отправить от имени компании: 

  • список акций и выгодных предложений;
  • индивидуальные скидки;
  • список товаров, пользующихся особой популярностью у покупателей;
  • статьи на тему «Что подарить мужу на Новый год» и т.п.; 
  • поздравления с наступающими праздниками и благодарность за покупки в течение года.

Внимание к соцсетям

Перед праздниками особенно важно уделить особое внимание активности компании в социальных сетях. Желательно изменить главную фотографию или логотип на новогодние. Это нужно для того, чтобы подписчики начали ассоциировать компанию с зимними праздниками и подарками.  

Одна из причин, по которой люди подписываются на компании в той или иной социальной сети — уникальные скидки и коды на покупку, которые действуют на протяжении очень короткого срока. Для рассказа о них стоит использовать истории в Instagram  и Facebook, что также позволяет повысить посещаемость профиля и узнаваемость. Неплохая идея — создание интерактивного каталога в Facebook, в котором будут все актуальные предложения, акции и товары. 

В соцсетях невозможно привлечь аудиторию без розыгрышей, лотерей и конкурсов. Все мероприятия необходимо планировать, выдерживая определённые сроки между ними. Если перерывы между розыгрышами будут слишком большими, клиенты быстро забудут о компании. Если слишком короткими - перенасытятся информацией и перестанут откликаться. 

Кроме конкурсов и акций важно не забывать демонстрировать что-то личное — например, праздничные эмоции сотрудников компании и новогодние корпоративные мероприятия.. Instagram — идеальная платформа для этого. Так клиенты поймут, что за брендом стоят реальные люди, которые тоже хотят праздника. 

Анализ конкурентов

Углубившись в подготовку к новогодним продажам, не стоит забывать о своих конкурентах и регулярно анализировать их действия:

  • организацию предновогодних мероприятий,
  • акции, скидки и уникальные предложения для клиентов,
  • способы коммуникации с подписчиками и клиентами,
  • позиции конкурентов в поисковых системах,
  • платную рекламу в социальных сетях.

Оценка действий поможет понять, какой дополнительный сервис можно предложить своим клиентам и выделиться среди остальных компаний.

Новогоднее настроение на сайте

Адаптация сайта или лендинга к новогодней тематике подразумевает оформление страниц при помощи различных эффектов. Например, анимация в виде падающих снежинок или обратный отсчёт времени до наступления Нового года. Любой творческий замысел украсит виртуальное «лицо» компании, продемонстрирует её готовность к праздникам.

Сайт прекрасно подойдёт практически под любой вариант контента, поэтому нужно использовать все его возможности: 

  • уникальные статьи на тему выбора подарков;
  • полезные советы;
  • тематический видеоконтент;
  • различные целевые страницы по категориям: подарки для детей, подарки для спортсменов и т.д. 

Подготовка к новогодним праздникам требует больших затрат времени и сил как со стороны покупателей, так и со стороны бизнеса. Но при грамотной маркетинговой политике положительный результат получат обе стороны. Клиент — качественный и релевантный товар, а бизнес — повышение объёмов продаж, повышение лояльности к бренду и в целом успешное завершение года. Удачи с новогодними активностями!

Пройти обучение

13 дек 19, 16:18
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Сундук email-маркетолога: зачем я собираю рассылки по миру

Почему собирать рассылки полезно

Хорошего email-маркетолога легко вычислить по содержимому почтового ящика. Это его сундук с бесконечными референсами, идеями, вдохновляющими кейсами — и по ним сразу понятно, насколько человек в теме. Например, среди email-маркетологов встречаются противники email-канала — и это видно по их коллекции писем или ее отсутствию. Таких горе-специалистов лучше обнаружить сразу.

Чтобы email-копилка не превратилась в кладовку с ненужным барахлом, а стала вашим оружием, ее нужно постоянно обновлять. Я хочу посоветовать один интересный способ.

Дизайнер Артемий Лебедев больше двадцати лет выпускает заметки из путешествий — раньше на сайте, а теперь на ютуб-канале. У Лебедева нетипичный тревел-блог: в поездках он обращает внимание на тротуарную плитку в португальских колониях, парковки в Нью-Йорке, урны в Торжке, дорожные знаки в ЮАР, дверные ручки в Кабо-Верде. А еще на сайте студии Лебедева есть раздел «Музей старья» и похожий проект «Коллекционерус». Артем Горбунов, ученик Лебедева и бывший дизайнер студии, тоже собирает референсы в мини-рубрике «Красота». 

Крышка люка в Экваториальной Гвинее. Источник: tema.ru

Такое странное коллекционирование развивает насмотренность и держит мозг в тонусе. Email-маркетолог может собирать рассылки с той же целью: каждое письмо вдохновляет и помогает взглянуть на привычное по-новому. 

Я много путешествую и в каждой новой стране подписываюсь на кучу рассылок: они могут выдать одно письмо или целую серию, а могут и подарить полезную коммуникацию. Иностранные письма часто приходят в связке с действиями: например, вы можете сразу оценить сервис после бронирования номера в хостеле. Если письмо до вас достучалось, то вы получаете хороший пример в копилку рассылок. А если нет — возьмете на заметку кейс, который не стоит повторять.

В этой статье я покажу рассылки-находки из последних поездок — удачные и не очень.

Аэропорт Франкфурта-на-Майне в Германии

Когда я был в аэропорте в последний раз, везде висели плакаты с предложением сыграть в квиз на смартфоне. Чтобы получить выигрыш — ваучер или напиток не дороже одного евро, — нужно ввести почту. Реализация квиза простая и приятная: «Вам повезло, и теперь, чтобы получить приз, осталась самая малость: напишите email и подтвердите адрес — так мы убедимся, что приз точно попадет к вам».

В письмо с поздравлением незаметно встроили согласие на подписку на новости и предложения 

Потом прислали приглашение в местную программу лояльности. Вместе с подарком она дает постоянные бонусы, которые пригодятся в следующей поездке. 

Лувр

Я пришел на площадь Лувра со знаменитой пирамидой архитектора Йо Минг Пея и обнаружил длиннющую очередь, которая обвивала здание. Все ожидающие держали в руках распечатки электронных билетов. Парижский музей освоил доставку билетов по электронной почте, но на этом местный email-маркетинг закончился.

Когда пользователь покупает электронный билет в Лувр, ему создают аккаунт и присылают скучное письмо со ссылками на FAQ и картой музея. После приходят сами билеты, чек и советы вроде «Пожалуйста, приезжайте ко времени, которое указано на билете». 

Лувр не знакомит будущего посетителя с контентом и не продает по email. Это и не нужно — люди будут ходить в музей в любом случае, даже в несезон. Но такой огромный музей мог сделать что-то поинтереснее: например, присылать цепь приветственных писем, узнавать интересы, анонсировать выставки и приглашать местных жителей. Повторные заявки будут приходить бесконечно. Но пока сотрудникам Лувра такое не интересно, цифровые проекты выставок в Третьяковке будут обгонять его на тысячу шагов. 

Диснейленд в Париже

Гигантский парк развлечений давно встал на digital-рельсы: Диснейленд разработал приложение, где можно посмотреть свободные аттракционы, время ожидания и расписание. Билеты, конечно, тоже можно купить онлайн — сначала приходит подтверждение, потом маркетинговые рассылки.

Подтверждение задизайнили в классическом западном стиле: куча информации, от времени работы до рекомендаций места для ланча. Тут же можно забронировать столик. Если не разобрались, можно позвонить и уточнить голосом — телефон тоже прикрепили.

Но после посещения парка маркетологи Диснейленда забыли обо мне на два месяца: не присылали опросы или просьбы оставить отзыв, не интересовались моей дальнейшей жизнью после встречи с Джафаром. Email-канал для парка явно не основной, но все-таки хотелось, чтобы и здесь была полезная информация после покупки билета: как обстоят дела с очередями, где найти схемы парков, как встретиться с персонажами. Это очень пригодилось бы: те, кто не знает про систему очередей, стоят в них по два часа. 

Осенью Диснейленд все-таки прислал письмо: «Ждете не дождетесь Рождества? Вот скидочка 25 % на отели и билеты — только прилетайте! У нас все красиво, с декорациями и новогодним шоу».

Если бы написали от лица Микки Мауса, вышло бы интереснее

Uber в Рио-де-Жанейро

Бразильский Uber — экономный и доступный транспорт. Если вы путешествуете вдвоем или втроем, он может обойтись гораздо дешевле городских автобусов. Как и в России, в Бразилии Uber работает с помощью приложения. Безналичная оплата тоже есть: водители ни разу не спросили про наличку, как это часто бывает у нас.

Так выглядит обычное письмо рассылки

Сначала в рассылке присылают квитанции за поездки — на русском, но с бразильскими данными. Постепенно проступает местный колорит: например, поступает предложение помочь жертвам проливных дождей через сервис Uber Eats. Вы делаете заказ, а Uber привозит продукты куда надо.

Проливные дожди — актуальная проблема в Бразилии

Далее прислали контентную рассылку — рассказ об изменениях в жизни бразильцев с появлением Uber: снизилась смертность, увеличилась мобильность, выросло уважение к человеческой жизни. И все с пруфами из национальных исследований. 

Простое письмо с иконками, в конце — кнопка «Узнать больше» 

Минус — активизировался Uber Eats, рассылка которого вызывает недоумение. Каждые несколько дней сервис присылает письмо: одна и та же тема, меняется только промокод и даты акции. Хотя однажды регулярная скидка подросла на 30 %. 

Можно простить сервису неизобретательность, но не национальную замкнутость: бразильские маркетологи не интересуются иностранными пользователями. Рассылка приходит только на португальском — и если однажды вы напишете в поддержку на английском, то вам придет ответ: «А не могли бы вы задать вопрос на португальском?»

Авиакомпания Ryanair 

Ryanair — крупнейшая авиакомпания в доступном сегменте, и ее email-коммуникация довольно агрессивна. Во время покупки билета пользователю пытаются продать и услуги — например, выбор места. Обычное явление для лоукостеров, как и тот факт, что большая часть письма с подтверждением бронирования — это дополнительные предложения. 

Спустя день после бронирования приходит нервное сообщение: «WAKE UP ???? It’s time to book accommodation». Оказалось, что «????» — переменная NAME, которая почему-то не проставилась. Получается, авиакомпания не знает, как вас зовут, но пишет настойчивые призывы, крикливые слоганы и CTA.

Дальше была ежедневная рассылка: забронируйте машину, вот вам скидка, а если найдете дешевле — бронируйте бесплатно, и еще есть отель со скидкой. Во всех письмах — будильники, анимированные руки с деньгами и свинья-копилка несется куда-то на колесах. Желание повысить продажи понятное, но это перебор. 

Отличный пример горящего KPI 

Авиакомпания LATAM Airlines

LATAM Airlines — крупная южноамериканская авиакомпания, а их письма — пример бюджетного решения. Не отписки, но и не продуманная коммуникация. Будто задачей было сделать письма для клиентов, но без дизайнеров и контентщиков. Получился скромный текст на английском.

В письмах LATAM Airlines ощущается человеческий подход и забота о пользователе — это не механически продающий Ryanair. К приближающейся поездке пришлют посадочный талон и порекомендуют загрузить его на телефон, хотя можно и распечатать. Все это выглядит приятнее — без огромных баннеров с горящими свиньями:

Южноамериканский email-минимализм

Сообщение о задержке рейса выглядит любопытно: много воздуха, текст в три колонки и осторожное извинение:

После каждого перелета авиакомпания шлет небольшой опрос, который активен три дня. Бонусов там нет, цель одна — улучшение сервиса. Письмо подписано вице-президентом по работе с клиентами — Claudia Sender. В поле отправителя ее нет, там указан стандартный адрес: latam@feedback.latam.com.

Интересная фамилия для автора письма 

Boardriders Club в Барселоне

Boardriders Club — программа лояльности для поклонников марок Quiksilver, ROXY и DC. Но подписать на нее могут и не фаната — например, если вы придете на пляж Барселонета и арендуете брендовый серф. Все законно, с чекбоксом для подтверждения.

Как и многие зарубежные рассылки, Boardriders не хочет запоминать причину подписки и язык, на котором вы говорите. Когда подпишетесь, вам придут инвайты и скидки на испанском, даже если вы ранее указали английский:

В такой допродаже нет ничего плохого: это классический сбор базы из офлайн-магазина. Покатался на волнах — прикупи специальную одежду. Рассылки стильные, с большими картинками хорошего качества, пальмами, загаром и скидками.

Хотя заход можно было бы сделать более персональным: вы брали в аренду доску — вот вам серферский лук, и еще весеннюю коллекцию посмотрите.

Email-маркетингу посвящен отдельный курс факультета интернет-маркетинга GeekUniversity. Этот курс был создан совместно с экспертами Unisender — популярного сервиса массовых рассылок. Помимо этого, в факультет интернет-маркетинга входит более десятка курсов, с помощью которых можно освоить специальность digital-маркетолога и ряд других связанных профессий.

Оригинал статьи опубликован на Cossa.ru.

Пройти обучение

23 окт 19, 14:01
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

10 простых советов по email-маркетингу

Каждый день мы получаем множество электронных писем. Одни сразу отправляем в корзину, другие помечаем как спам, а некоторые — и их крайне немного — открываем и читаем. И изредка после этого становимся клиентами магазина, подписываемся на рассылку или принимаем решение воспользоваться той услугой, речь о которой идет в тексте.

Но почему так происходит — у кого-то читают даже рекламные сообщения, а у других  не открывают письма с действительно полезной и важной информацией? Как уберечь свою рассылку от корзины?

Первый и самый важный совет в email-маркетинге — ваше письмо должно быть коротким и точным

Основной  ресурс для большинства людей — время. Наверняка вы в курсе, что у вас есть лишь несколько секунд, чтобы заинтересовать потенциального клиента. Поэтому лаконичность, четкость и ясность — основные принципы при составлении писем.

Это важно

Помните, что значительная часть читателей откроет ваше письмо на смартфоне. Поэтому нужно сделать так, чтобы вся информация помещалась на один экран, — вряд ли кто-то захочет несколько раз прокручивать письмо с неизвестного адреса.

Тема письма должна привлекать внимание и при этом быть четкой и понятной

Ваше письмо будет бороться за внимание потенциального клиента с десятками или даже сотнями сообщений. Поэтому тема письма — то, что человек видит в первую очередь, — должна быть настолько привлекательной и интригующей, чтобы ваше послание захотелось открыть и прочитать полностью.

В мобильных почтовых приложениях, кстати, и вовсе видны лишь первые несколько слов из темы письма — помните об этом.

Это важно

Аналитика показывает, что электронные письма, в темах которых есть эмодзи, открывают чаще. Но злоупотреблять ими не стоит — некоторых людей они откровенно раздражают.

Определитесь со временем отправления письма

В зависимости от сферы, в которой вы работаете, выберите оптимальное время для отправки писем потенциальным клиентам. Опирайтесь на собственные данные и аналитику.

Общие правила: рабочее время, но не обеденный перерыв, лучше около 10–11 утра. Наиболее удачные дни для рассылки — вторник и четверг. 

Это важно

Если в корзине остались товары — напомните о них через час после того, как клиент их добавил.

Будьте последовательны

Создайте расписание отправки писем и придерживайтесь его. Ваши клиенты должны знать, что информация о скидках и акциях появляется в их ящиках, например, каждый четверг в 10 утра.

Это важно

В информационном хаосе знание о том, что есть что-то стабильное, придает уверенности. И люди уважают тех, кто выполняет свои обещания. Это вопрос доверия и признательности.

Выберите призыв к действию и четко отразите его в письме

Какого действия вы ждете от получателя рассылки? Чтобы он купил товар? Записался на курсы? Подписался на обновления в блоге? Определитесь с call to action — и добавьте в письмо. В каждом сообщении должна быть только один элемент с призывом к действию — ссылка, кнопка или баннер.

Это важно

Убедитесь, что кнопка (ссылка) с call to action хорошо видна в письме, легко нажимается и ведет куда нужно.

Создайте уникальный дизайн

Выделяющийся дизайн рассылки — это то, что вам действительно необходимо. Думаете, пользователи не видели шаблон, который вы используете? Поверьте, не раз. Поэтому позаботьтесь об интересном персонализированном оформлении писем.

Это важно

Собственный дизайн, даже сделанный «на коленке», не повредит мейл-рассылке, а наоборот, прибавит несколько очков к привлекательности ваших услуг или товаров.

Поставьте гиперссылки на изображения

Ваша цель — привести читателей рассылки на ваш сайт. Поэтому гиперссылку на него стоит добавить на все изображения в письме — так вы получите больше кликов.

Только обязательно проверьте, чтобы все ссылки вели на нужный ресурс.

Это важно

Убедитесь, что все изображения оптимизированы для мобильных устройств. Уменьшите размер картинок до минимума, при котором еще сохраняется качество изображения.

Придумайте эффектную подпись

Классная подпись поможет понравиться и запомниться читателям. Это может быть смешная фраза, теплое обращение к клиентам или вдохновляющая цитата.

Это важно

Делитесь новостями, забавными и полезными фактами, нарисованными вами картинками — всем, что позволит потенциальным клиентам улыбнуться, порадоваться и запомнить вас. 

Тестируйте вашу email-рассылку

Прежде чем отправить рассылку, протестируйте ее на всех устройствах, где ее могут открыть: смартфонах, планшетах, ПК. Проверяйте, как выглядят подписи и картинки, работают ли ссылки и корректно ли отображаются все элементы.

Это важно

Покажите рассылку друзьям и близким. Возможно, вы уже не замечаете неточности, ошибки и детали, которые «на свежую голову» будут очевидны. Неприятно, когда одна помарка портит все впечатление от прекрасной рассылки.

Анализируйте

После каждой рассылки найдите время, чтобы проанализировать количество кликов и переходов. Рассмотрите письма с лучшими показателями и сделайте вывод, что же сработало на этот раз. 

Это важно

Измеряйте процент открывших письмо получателей, соотношение числа показов баннера и кликов на него, количество отписавшихся, конверсию, возврат инвестиций, ошибки в доставке писем. 

Стать профи в email-маркетинге вы можете на курсе «Digital-маркетолог» (модуль 5). На курсе вы изучите: как работать с базой подписчиков и сервисами для рассылок, как сегментировать и персонализировать письма, как автоматизировать рассылки и как анализировать данные.

Пройти обучение

23 июл 19, 17:04
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Как появилась электронная почта: история с соб@чкой

Русские зовут его собачкой. Греки — уточкой, немцы и поляки — обезьянкой, итальянцы и белорусы — улиткой. Англичане порой называют его червяком, а датчане и норвежцы — поросячьим хвостом… Что же это за неведомая зверушка?

Речь идет о символе @. В соцсетях (например, в Twitter и Instagram) и некоторых мессенджерах его используют, чтобы обозначить имя пользователя. Кто знаком с программированием, может вспомнить и о других применениях этого значка — например, в C# с его помощью любое ключевое слово превращается в имя переменной.

Но ассоциируется @ главным образом с электронной почтой. И неспроста: каждому, кто хоть раз отправлял и принимал почту, известно, что знак @ разделяет две части email-адреса — имя ящика и почтового хоста.

Однако символ @ использовался задолго до появления электронной почты и даже компьютера. Исследователи утверждают, что этому знаку уже более тысячи лет.

Как человек приручил «соб@чку»

Существует гипотеза о том, что значком, похожим на @, монахи-переписчики заменяли латинское слово ad (аналог русских предлогов «в», «на», «к»). Это вполне правдоподобно: сокращения были в ходу, ведь при работе над рукописными фолиантами так и тянуло немного упростить задачу, а заодно — сэкономить чернила и место на недешевом пергаменте. Такое значение символа сохранилось в англоязычных странах: там знак называют «коммерческое at» (commercial at), а предлог at соответствует латинскому ad.

На юге Европы знаком @ пользовались для обозначения объема — возможно, имея в виду меру, равную одной амфоре. Во Франции, Испании и Португалии «собачку» до сих пор называют arroba — как одну из старинных мер объема.

В русском языке символ, похожий на @, использовался иногда в качестве цифры «1» (фактически, это обведенная в кружок буква «аз», соответствующая единице).

Словом, значок появился давно и был востребованным. Много столетий он использовался в записях финансовых и торговых операций. «Собачка» попала на клавиатуры первых пишущих машинок. Ведь их пользователями — а это были недешевые девайсы! — стали в основном деловые люди: состоятельные бизнесмены и банкиры.

Ранние, «первобытные» компьютеры в качестве терминалов использовали клавиатуры тех же пишущих машинок. Так знак @ благополучно прижился и в компьютерном мире. А вот символом современной электронной почты он стал не сразу.

ARPANET и первый email

Когда было отправлено первое электронное письмо? Казалось бы, ответ очевиден: когда появился интернет. Но на самом деле это случилось почти за 20 лет до создания Всемирной паутины!

В 1969 году министерство обороны США взялось за создание электронной сети, которая должна была обеспечить мгновенный обмен информацией между компьютерами. Сеть была запущена к концу года. Ее назвали ARPANET, от Advanced Research Projects Agency NETwork — сеть Агентства по перспективным исследованиям. В момент запуска она была довольно примитивной и объединяла к декабрю 1969 года всего четыре терминала. Тем не менее это был технологический прорыв. ARPANET позволила пересылать значительные объемы информации с одного компьютера на другой, даже когда они находились в разных концах страны.

ARPANET стала первым прототипом интернета. Некоторые сетевые протоколы (например, TCP/IP) и базовые принципы построения сетей были заложены еще тогда, в конце 60-х.

Спустя два года появилась и электронная почта. Развитием ARPANET занималась тогда бостонская компания BBN (Bolt, Веranек and Newman). Один из ее инженеров, Рэй Томлинсон, разработал программу для пересылки электронных сообщений по сети. Для обозначения адресата он придумал особый формат записи, состоящий из двух частей: имени компьютера и никнейма пользователя. Чтобы разделить их, он использовал «собачку». Так адрес принял вид username@host. Этот принцип используется в электронной почте по сей день.

«Я работал над программой для обмена сообщениями, — вспоминал Томлинсон. — Но она была предназначена для работы с одним компьютером. Можно было отправить сообщение другому пользователю, с которым делишь машину. Еще у меня была программа для передачи файлов через сеть. В какой-то момент я понял, что почтовый ящик, с помощью которого я отправлял сообщения, — это обычный файл. И я мог отправить его по сети — вместо того, чтобы пользоваться им на одной машине. Я объединил две разработки, слегка модифицировав код — так и появилась первая программа для отправки email».

При ее тестировании Томлинсон отправлял сообщения самому себе, используя два терминала, находившихся по соседству. Что это были за письма, он и сам потом припомнить не мог: вероятно, первым email-посланием было что-то вроде «test 1−2-3» или «qwertyuiop».


Рэй Томлинсон

Зато история сохранила имя первого почтового ящика, созданного Томлинсоном: tomlinson@bbn-tenexa. Имя хоста здесь составлено из названий компании (BBN) и операционной системы Tenex, которая использовалась на машине. Знак @ пришелся как нельзя кстати: ведь он читается в английском как предлог at. Значит и адрес можно прочитать так: «Томлинсон (на компьютере) bbn-tenexa».

Чтобы выбрать разделитель, Томлинсону потребовалось меньше минуты. Был нужен такой символ, который реже прочих мог бы встретиться в сообщении.

«Значок @ был самым очевидным выбором. Ведь адрес должен был указывать на пользователя, который находится на определенном компьютере. Это просто имело смысл».

Поначалу программой для пересылки электронной почты пользовались только разработчики ARPANET. Но вскоре стало ясно, что этот формат общения чрезвычайно удобен: можно оперативно связаться с любым человеком, у которого есть доступ к компьютеру. За несколько лет программа произвела революцию в мире технологий и коммуникации, фундаментальным образом изменив не только способ общения между людьми, но и бизнес-процессы.

Конечно, в 70-е годы уже существовали способы быстрого обмена информацией между удаленными точками мира. Было радио и телевидение, телефонная связь и телеграф, классическая «бумажная» почта. Но способ мгновенной связи, с помощью которого можно передавать данные на любое расстояние, выигрывал перед другими телекоммуникациями и стал стимулом для дальнейшего развития сетей.

В 1972 году была разработана обновленная программа, позволявшая работать с почтой в уже почти современном, привычном нам формате. Она представляла полученные письма в виде списка, позволяла сохранять их как отдельные файлы, отвечать на них и пересылать другим адресатам. Именно этой программе мы обязаны тем, что такой формат работы с почтой стал стандартом де-факто и дошел до нас практически без изменений.

Рэй Томлинсон был удостоен множества премий и нескольких почетных званий. Массачусетский технологический институт поместил его имя на 4 место в список 150 наиболее значимых инноваторов (MIT 150). Томлинсона опередили лишь изобретатель Всемирной паутины (WWW) Тим Бернерс-Ли, исследователь генома человека Эрик Ландер и создатель транзистора Уильям Шокли.

ARPANET прекратила существование в 1990 году. Однако к тому времени были уже и другие компьютерные сети, в которых использовались почтовые программы и шел обмен электронной почтой. Когда в том же 1990 году появился интернет, электронная почта стала органичной частью этой сети, как и ее символ — уже привычная пользователям «собачка».

Рождение веб-почты

Веб-интерфейсом электронная почта обзавелась в 1996 году. Сегодня кажется логичным, что почту не обязательно скачивать с помощью специальной программы, а можно просто читать и отправлять с интернет-страницы. Но 22 года назад это не было очевидно. Первым до такого способа додумался Джек Смит: он создал первый почтовый сервер с доступом к почте через веб-интерфейс — HotMail.

Нot в названии этой почты не имеет отношения к температуре. Смиту всего лишь хотелось, чтобы имя сервера указывало на связь с вебом. Он выбрал вариант, в котором присутствовали буквы HTML — HoTMaiL.

Электронная почта с веб-интерфейсом оказалась чрезвычайно удобной — ведь пользователю не требовалось устанавливать на компьютер новых программ, достаточно было браузера. Год спустя сервис приобрела Microsoft. Сделка принесла владельцам более 400 миллионов долларов.

С почтовым сервисом HotMail случилась пара крупных скандалов, связанных с безопасностью в сети. В 1999 году группа хакеров обнаружила возможность войти в любой почтовый ящик, используя «ключ от всех дверей» — пароль «eh». Почта 50 миллионов пользователей была скомпрометирована. Хакеры оказались честными людьми и передали информацию Microsoft, а в компании оперативно залатали дыру.

Заплатки хватило ненадолго: уже через 2 года обнаружилась новая брешь в безопасности, позволявшая злоумышленникам читать чужую почту. На устранение проблемы потребовался почти месяц, и взломщики успели дотянуться до миллионов чужих аккаунтов.

Все это не помешало HotMail стать одним из популярнейших сервисов веб-почты. За ним последовали Rocketmail (который впоследствии стал основой почты Yahoo!) и многие другие. Российский Mail.ru был запущен в 1998 году, а почтовик Яндекса — в 2000.

Дольше всех раскачивался Google: почтовая служба Gmail появилась в 2004-м. Но уже к 2012 году она обогнала по количеству пользователей главного конкурента — HotMail.

Именитые еmail-адресаты

Из глав государств первой воспользовалась электронной почтой королева Великобритании Елизавета II. Это случилось 26 марта 1976 года на конференции по информационным технологиям в Малверне. Короткое письмо, адресованное всем пользователям ARPANET, сообщало о том, что Британский королевский институт радиолокации и связи подключен к сети.


26 марта 1976 г.: королева Елизавета II отправляет свой первый имейл.

А Билл Клинтон, возглавлявший США в 1993–2001 годах, как утверждают, за всю свою карьеру написал всего два электронных письма. Причем первое было пробным — просто чтобы убедиться, что система работает.

Барак Обама умело использовал электронную почту в президентской кампании. В рассылке он просил американцев внести пожертвование в его избирательный фонд. Удачливый жертвователь мог выиграть ланч с Обамой. Таким образом было собрано около 690 миллионов долларов. Достичь такого успеха позволила кропотливая работа команды будущего президента: они создали полтысячи вариантов писем, чтобы найти подход к избирателю.

Электронные адреса имеются и у некоторых вымышленных персонажей: в одной из серий «Симпсонов» «засветился» email Гомера Симпсона — chunkylover53@aol.com.

С этого ящика сценарист отвечал на письма поклонников. Но потом пользователи начали получать письма, предлагающие скачать эксклюзивный эпизод сериала. Вместо мультфильма зрители получили троянский вирус. Создатели сериала оказались ни при чем: почту взломали.

Поговорим немного о… ветчине

Сегодня в мире около 3,7 миллиардов электронных почтовых ящиков. Ежедневно пересылается свыше 260 миллиардов электронных писем — в среднем 32 на каждого человека, живущего на Земле! Более 80 % этих сообщений приходится на долю спама.

Если спросить любого пользователя Сети, что такое спам, он ответит — нежелательная почта. Но это слово имеет интересное происхождение: так называется марка консервированного мяса!

Выпускать ветчину под торговой маркой SPAM начали задолго до компьютерной эпохи — в 1936 году. Производила «Спам» американская компания Hormel Foods — и по сей день этим занимается. Чтобы рекламировать свой продукт — название которого, кстати, по-английски читается как «спэм», — фирма запустила массовую рекламную акцию. То и дело из радиоприемников потенциальный потребитель мог услышать приставучие песенки, в которых постоянно звучало слово «спам».

Но по-настоящему прославиться «Спаму» помогла Вторая мировая война. Солдаты получали консервированную свинину в пайках. Hormel поставила свыше 100 миллионов фунтов своего продукта американским войскам и союзникам. Солдаты ели «Спам» на завтрак, обед и ужин, и в конце концов это словечко стало нарицательным. Один южно-тихоокеанский лагерь ВВС даже в шутку окрестили Спамвиллем, а дядюшку Сэма прозвали… да, вы правильно догадались!


«Город Спамвилль», база ВВС США, и основное блюдо, давшее ей это название

После войны консервированная ветчина изрядно надоела потребителям, но по-прежнему пользовалась спросом. В 1972 году известная комик-группа «Монти Пайтон» выпустила скетч, в котором посетители кафе с ужасом обнаруживают, что все меню содержит блюда со «Спамом» (причем в состав некоторых он входит несколько раз), а хор викингов распевает оду этой ветчине. Hormel Foods с благосклонностью приняли скетч и даже выпустили банки консервов, оформленные в духе «Монти Пайтона».

А потом со «Спамом» случилось то, что пришлось производителю не по душе. В 1978 году бизнесмен Гэри Терк разослал 600 электронных писем на адреса американских пользователей, чтобы прорекламировать свои IT-услуги. Так началась эпоха нежеланной рекламы. Пользователи немедленно окрестили такие сообщения «спамом», и термин прижился. С тех пор владельцы почтовых ящиков страдают от десятков и сотен мусорных сообщений, предлагающих получить наследство в Нигерии или взять огромные кредиты под мизерные проценты, похудеть без усилий или навсегда изменить к лучшему сексуальную жизнь.

В 2007 году Hormel Foods пыталась даже судиться с производителем программного обеспечения Spam Arrest, специально разработанного для борьбы с почтовым спамом, но проиграла процесс. К тому времени слово «спам» так крепко ассоциировалось с нежелательной почтой, что было поздно что-либо менять. Суд постановил, что почтовый спам не имеет ничего общего с ветчиной «Спам» — а значит не нарушает прав Hormel Foods на бренд.

Между прочим, слово «Spam» в 1998 году было включено в Оксфордский словарь английского языка, и консервированная свинина упоминается там лишь вторым значением. Угадаете, какое было первым?

Борьба со спамом — одна из самых актуальных проблем в интернете. Если четыре из пяти сообщений — мусор, можно лишь догадываться, какие огромные ресурсы затрачиваются на их обработку и пересылку. Эффективность спама крайне низка. По статистике, лишь одно из 12 миллионов рекламных писем достигает цели — вызывает реакцию пользователя. Вот почему их требуется очень много, чтобы заработать.

Во многих странах рассылка спама приравнивается к преступлению. Действует такая мера и в России. Ряд федеральных законов предусматривает ответственность за распространение ненадлежащей рекламы. Правда, поскольку убытки от спама у каждого конкретного потребителя, как правило, невелики (если вообще есть), то в подавляющем большинстве случаев спамеру все сходит с рук.

Но иногда спамеров все же наказывают. В США, Австралии, Великобритании и других странах они получают реальные тюремные сроки и крупные штрафы. Недавно и нашему соотечественнику удалось прославиться на ниве спам-рассылок. Россиянин Петр Левашов был арестован в Испании в начале 2018 года и выдан США, где ему предъявили обвинение. Сейчас он ожидает суда, который должен состояться в декабре.

Будущее электронной почты

К счастью, электронную почту можно использовать не только для того, чтобы захламлять мир цифровым мусором. Email стал одним из основных средств коммуникации.

В начале 90-х электронная почта добралась до космоса. Первыми смогли отправить письмо домой астронавты шаттла «Атлантис» Шэннон Лусид и Джеймс Адамсон. С помощью компьютера Apple Macintosh они передали послание:

«Hello Earth! Greetings from the STS-43 Crew. This is the first AppleLink from space. Having a GREAT time, wish you were here… Send cryo and RCS! Hasta la vista, baby, ...we'll be back!»

(«Здравствуй, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. Мы отлично проводим время, жаль, что тебя нет рядом… Пришли крио и RCS (RCS — это реактивная система управления, а «крио» — вероятно, компонент топлива в виде сжиженного кислорода — А.Б.) Асталависта, детка… Мы вернемся!»)

Несмотря на то, что даже из космоса сегодня можно отправлять электронную почту, на самой Земле это не везде и не всегда возможно. Услугами Wi-Fi могут воспользоваться пассажиры лишь некоторых авиакомпаний. Да и появилась эта опция лишь в начале XXI века. А на кораблях, находящихся в открытом море, и вовсе не пошикуешь: интернет доступен только спутниковый, а значит — дорогой. Есть и такие удаленные уголки суши, где с интернетом (и электронной почтой) серьезные сложности.

Но прогресс не стоит на месте. Ведь меньше чем полвека назад доступ к email был у немногих избранных, а сегодня он стал частью повседневной жизни. Может, совсем скоро мы сможем вести электронную переписку с другими планетами: «Привет! Долетели хорошо, погода на Марсе отличная! Фотку прицепляю!»

Это будущее мы с вами наверняка застанем!

Между прочим, за то время, что вы читали эту статью, в мире было отправлено и получено примерно 4,5 миллиарда электронных писем.

Не пора ли и вам написать кому-нибудь email?

Пройти обучение

1 окт 18, 23:43
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 4

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru