Даже если вы предполагаете, что никогда не будете спикером на конференциях, навык публичных выступлений вам все равно пригодится. Без профессиональной подготовки говорить одинаково сложно и на совещании перед коллегами, и на презентации проекта инвесторам, и на вечернем митапе в палаточном городке. Хорошая новость в том, что публичным выступлениям можно научиться.
Зачем вы выступаете
Мотивация. Перед подготовкой к любому выступлению главное — понять, зачем это компании и лично вам. Спикеры обычно хотят прокачать навыки, повысить узнаваемость или поднять свой авторитет. Подумайте, для чего этот доклад нужен вашему работодателю и что в конечном итоге хочет получить руководство. Это прояснит цель и поможет определиться с содержанием речи.
Цель выступления бывает двух видов: информативная и побудительная. В первом случае мы делимся опытом, экспертизой, новостями, во втором — побуждаем аудиторию к действию. Информационное выступление готовить проще. Но, как правило, оно менее зажигательно и выгода для спикера неочевидна. Побудительное — важнее для продвижения бизнеса, продукта, повышения лояльности аудитории и привлечения новых клиентов, поэтому чаще готовьте такие спичи.
Аудитория. Заранее узнайте, для кого будете выступать: каковы пол, возраст, профессия слушателей. Выясните, почему люди придут к вам как спикеру и что они хотят получить. Чем лучше вы разберетесь в мотивах аудитории, тем более интересное выступление сможете подготовить. Постарайтесь осветить все вопросы, которые волнуют людей в зале. Так доклад будет актуальным от первого до последнего слова.
Уважайте аудиторию. Люди могли бы потратить время на более важные или срочные дела, но вместо этого слушают вас. Время — невосполнимый ресурс, поэтому сделайте выступление максимально полезным.
Что вы расскажете
Схема. Всегда стройте речь по единой схеме: вступление, основная часть и заключение. Как распределить время, решайте в зависимости от «теплоты» аудитории. Если выступаете перед большим залом на конференции, где большинство присутствующих вас не знают, придерживайтесь пропорции 20/60/20. Если предстоит совещание на работе или доклад в клубе по интересам, где все участники знакомы, отведите на вступление и заключение по 5% от всего времени. Остальное отдайте основному вопросу.
Вступление. Идеальное вступление содержит приветствие, представление, благодарность и краткий обзор. Чем аудитория меньше знает о вас, тем более подробной должна быть «визитка». Следует рассказать, кто вы, чем и как давно занимаетесь и какова ваша экспертность в теме выступления.
Благодарность сближает спикера и аудиторию, добавляет теплоты и доброжелательности. Даже банальное «Спасибо, что пришли» хорошо работает, если говорить от души. Если чувствуете, что искренне не получится, — опустите благодарность, чтобы не говорить с натяжкой.
Затем расскажите о цели выступления, какие вопросы планируете затронуть и почему они важны. Это привлекает внимание слушателей, заставляет отложить дела и послушать вас.
Основная часть. Уделите содержанию достаточно времени, потому что именно за этим пришли слушатели. Определите ключевую идею, которую будете доносить. Если их несколько, выберите главную, а несущественные — отбросьте. Представьте, что о теме выступления вас спрашивают в лифте. Что скажете? Успеете в двух словах донести основную идею?
Подготовьте заранее конспект речи, потому что выступать экспромтом тяжело. Спикер может сбиться с мысли или уйти в сторону от темы. Когда основные тезисы под рукой, можно свериться с текстом и продолжить.
Готовьте структурированный доклад. Так слушателям будет легче понимать смысл, а вам — рассказывать. Структура поможет увидеть логику повествования, найти слабые места и устранить их до выступления.
Отдельно поработайте над презентацией. Размер текста и картинок должен соотноситься с площадью зала. Подумайте, как это будет смотреться с последних рядов. Постарайтесь как можно меньше писать и больше показывать. Замените текст визуальными образами или цифрами, которые помогут слушателям быстро считывать нужную информацию.
Если используете готовую презентацию с прошлых выступлений, проверьте ее актуальность. Поищите опечатки и ошибки, удалите ненужные слайды. Не стоит показывать презентацию с неверными данными. Еще хуже — не исправлять их на старых слайдах, а только проговаривать устно.
Заключение. Часто спикеры считают, что если они обстоятельно обо всем рассказали в начале, то обобщающие выводы делать необязательно. Но это не так. Информацию, повторенную трижды, люди запомнят лучше . Поэтому сообщите ключевую мысль, открывая выступление, затем — в основной части, а потом в конце.
В побудительных докладах обязательно поясните, что делать дальше с этой информацией и как ее применять в жизни. Например, если рассказываете об IT-продукте, дайте промокод для загрузки бесплатной версии.
Как вы будете выступать
Восприятие информации. Неопытные спикеры думают, что самое главное — это то, о чем они будут говорить. Но на самом деле, важнее — как. Американский психолог Альберт Меграбян еще в 60-х годах установил, что выступление воспринимается по схеме 7/38/55: 7% — это информация, слова, 38% — голос, 55% — язык тела. Успех оратора зависит от его движений, звучания голоса, жестов, а не от текста.
В этом правиле есть исключение. Если спикер важен, его будут внимательно слушать даже без поставленного голоса и харизматичных жестов. Например, руководителя крупной компании или учителя в первом классе.
Манера выступления. Большое внимание уделяйте вашему голосу и телу. Говорите уверенно, живо и достаточно громко. Каждый человек в зале должен вас хорошо слышать. Во время доклада не стойте, а двигайтесь. Будьте энергичным и заражайте энтузиазмом. Это привлекает внимание, не дает аудитории засыпать.
Энергичность спикера зависит от физиологии. Неподготовленные лекторы обычно вялые или, наоборот, в гипертонусе. Оба состояния корректируются с помощью несложных приемов. Но прежде чем применять эти советы непосредственно перед выступлением, попробуйте их в обычной жизни. Вы должны хорошо знать свой организм, чтобы понимать, что для вас сработает, а что будет бесполезным.
Если чувствуете вялость, следует взбодриться: попрыгать и помахать руками. Известный коуч Тони Роббинс перед выходом в зал несколько минут прыгает на батуте, чтобы излучать энергию. Еще можно быстро подышать: буквально 5–6 вдохов–выдохов, чтобы не закружилась голова. Выпейте крепкий кофе и съешьте сладкое, чтобы повысить уровень глюкозы в крови.
Если вы, наоборот, чувствуете мандраж, надо успокоиться. Присядьте 20 раз, чтобы нейтрализовать всплеск адреналина. Выпейте чай с мятой или теплое молоко. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, чтобы стабилизировать давление. В качестве экстренной меры подойдет гимнастика для рук. Перед выходом на сцену несколько раз сожмите и разожмите кулаки так, чтобы ногти впились в ладонь. Так вы сбросите лишнюю энергию и успокоитесь.
Взаимодействие с аудиторией. Расположите к себе зал с помощью вопросов и юмора. Благодаря уместной шутке слушатели начинают благосклонно относиться к спикеру. Однако стоит быть аккуратным. Иногда выступления превращаются в бесконечный стендап, в котором теряется основная мысль доклада, — поэтому соблюдайте баланс. А если юмор — не ваша сильная сторона, вообще откажитесь от шуток.
Вопросы залу — тоже отличный прием взаимодействия. Диалог раскачивает аудиторию, заставляет отвлекаться от смартфонов и других дел. Но здесь, как и с юмором, главное — не переборщить. Когда выступление превращается в беседу, это отталкивает аудиторию, которая пришла за знаниями, а не развлекаться.
Шпаргалка
- Тщательно готовьтесь к каждому выступлению.
- Определите цель доклада. Решите, каким он будет: информационным или побудительным.
- Узнайте заранее характер аудитории и ее подготовленность, чтобы понять степень погружения в тему.
- Стройте выступление по схеме: начало, основная часть, заключение.
- В начале поприветствуйте присутствующих, представьтесь, поблагодарите и вкратце расскажите, о чем пойдет речь.
- Подготовьте структурированный доклад, в которым будет раскрыта ключевая идея. Сделайте подробный план. Если у вас мало опыта — лучше напишите конспект.
- В заключение подчеркните еще раз ключевую идею и поясните, что с этой информацией делать дальше. Если нужно, побудите слушателей совершить целевое действие.
- Большое внимание уделите ораторской технике: взаимодействию с аудиторией и своей манере.
- Выступайте энергично и живо. Поработайте над голосом, чтобы вас было хорошо слышно и на задних рядах. Следите за своей физиологией: если чувствуете вялость — взбодритесь, перевозбуждены — успокойтесь.
- Чтобы расположить аудиторию, шутите и задавайте вопросы. Делайте это в меру, чтобы не вызвать негатива.