Но даже бабушки у подъезда знают, что 90 % стартапов — это провалы. Как минимизировать риск того, что потратишь кучу времени на никому не нужный проект? Вот несколько советов.
Не меряйте по себе — опросите целевую аудиторию
Популярное заблуждение: идея стартапа просто супер, потому что решает мою насущную проблему — а она наверняка беспокоит еще много кого. Еще хуже, если идея создается в вакууме — когда просто кажется, что это может кому-то пригодиться. Но вдруг нет в России тех, кому нужен сервис по вызову сортировщика мусора на дом? Гениальная идея, осенившая вас под душем, может и не заинтересовать аудиторию.
Замир Шухов, генеральный директор и партнер компании Global Venture Alliance, делится историей — и она подтверждает, что частная проблема не обязательно будет массовой:
«Наш стартап-выпускник разработал приложение для перевода речи на язык знаков для глухонемых. Проект делали почти год, но он не взлетел — потому что оказался не очень нужным целевой аудитории. Команда рассчитывала, что люди с ограниченными возможностями будут пользоваться приложением, чтобы изъясняться в банке, у доктора, еще где-то, но этого не произошло. Мы помогли сместить акцент на синхронные переводы для больших мероприятий, ведь их боль — это проблема дорогостоящего оборудования и отсутствия хороших переводчиков на локациях. Теперь бизнес развивается, выходит на рынки СНГ и за границу».
Не спешите восторгаться задумкой. Узнайте у потенциальных клиентов, интересно ли им ваше предложение и как они справляются с проблемой, решение которой вы предлагаете. Может, у людей ее вообще нет, а мама и пара друзей похвалили вашу идею из вежливости? Недостаточно спросить 100 или 1000 человек о том, готовы ли они платить за ваш продукт. Вопросы лучше задавать открытые, расспрашивать — что, как и почему. Вот полезная подборка материалов о том, как интервьюировать целевую аудиторию: «26 Resources to Help You Master Customer Development Interviews».
Попробуйте автоматизировать знакомое
Решите проблему рутинных операций в хорошо известной вам сфере. Именно так сделали в UBER. Раньше нужно было найти такси-компанию, позвонить и объяснить, куда приехать. Потом еще взять трубку, чтобы понять, что машина уже у подъезда, и проверить, достаточно ли в кошельке наличных для оплаты. Сервис UBER решил эти боли.
Компании часто так и рождаются. Рассказывает Алексей Штарев, исполнительный директор сервиса по привлечению клиентов из интернета SeoPult:
«Когда количество клиентов превысило 500, остро встал вопрос масштабирования: или бесконечно расширять штат, или автоматизировать работу более глобально. Поэтому мы разработали систему, которая автоматизировала все процессы поискового продвижения и позволяла достичь тех же результатов в сотни раз проще. Продукт заполнил колоссальную нишу SEO-продвижения, которая почти пустовала на тот момент. Через 2 года после запуска у нас было 100 тысяч пользователей».
Где деньги, или почему не бывает бесплатных продуктов
Я часто слышу, что кто-то делает продукт, которым с удовольствием пользуются люди, но они не готовы за это платить. Отсюда популярный вывод — нет смысла продолжать заниматься проектом. Но, возможно, стоит поменять ракурс. «Полностью бесплатных продуктов не существует. Либо за ваш продукт вам платят пользователи, либо они становятся вашим продуктом», — утверждает Кирилл Меженцев, программист группы разработки карты рассрочки «Совесть».
Когда пользователи готовы платить, все понятно. Зачастую используются стандартные способы монетизации: реклама, фримиум-модели, платная подписка, прямые продажи. Если люди заинтересованы, но не хотят платить — речь идет о накоплении базы лояльных пользователей, которые могут быть интересны покупателю.
«Вы можете объединиться с другим сервисом, который будет платить за интеграцию и приведенных к нему пользователей. Сможете обмениваться с партнером данными и показывать таргетированную рекламу. Другой вариант — растить на продажу убыточный продукт. Рано или поздно он может привлечь крупную компанию, которая ищет популярный или нишевый продукт и не хочет тратить время на разработку и риски», — продолжает Кирилл.
Еще можно развивать некоммерческий проект. Например, бесплатный VLC media player принимает пожертвования и периодически напоминает о возможности помочь разработке. Или опенсорсный Spring Framework, который используют крупные корпорации: зарабатывает на поддержке, готовых решениях, конференциях и сертификациях по фреймворку.
Краудфандинг проверит реальную заинтересованность
Краудфандинг — способ финансирования проекта, когда люди дают проекту деньги на развитие, потому что заинтересованы в нем. Использовать краудфандинговую платформу — отличный способ проверить жизнеспособность идеи. Речь о площадке, которая помогает начинающим компаниям продавать предзаказы на будущий продукт. Как это происходит, объясняет Мария Докшина, СЕО краудфандинговой платформы Boomstarter.Network:
«Компания указывает, сколько денег необходимо для реализации идеи. Если эта сумма будет собрана, организация ставит срок, когда изготовит продукт. Первые покупатели, как правило, получают его с большой скидкой и в числе первых. Если запланированную сумму на реализацию продукта не удается собрать — средства возвращаются всем, кто купил предзаказ. Так обе стороны ничего не теряют».
А вы хотели бы запустить свой стартап? Может быть, у вас есть советы стартаперам из личного опыта?
Комментарии