Мир фриланса жесток. Многие уходят во фриланс в надежде на высокие доходы и гибкий график, но на деле оказывается, что много зарабатывать — не так просто, иначе все стали бы миллионерами. Не отчаивайтесь, мы подобрали рекомендации, которые помогут вам поднять ценовую планку.
Сравните себя с конкурентами
Для начала адекватно оцените свои навыки. Посмотрите, что умеют и как работают ваши конкуренты. Подумайте, почему к ним приходят «жирные» заказы. Если все настраивают программатик-рекламу, а вы умеете только директ, может, дело не в заказчиках, а в недостатке знаний? Найдите слабые места и работайте над ними. Если в тренде чат-боты, тоже научитесь их делать. Если все хотят мобильные приложения, не стоит сидеть на сайтах-визитках.
Найдите топов в вашей специализации и проанализируйте их работу: перечень услуг, цены, сертификаты и образование. Постарайтесь приблизиться к уровню конкурентов, повторив их путь по возможности. Для этого регулярно учитесь, смотрите мастер-классы и вебинары, участвуйте в профильных мероприятиях, чтобы стать одним из лучших специалистов в своем направлении.
Осознайте свою ценность
Часто случается, что специалисты работают по заниженной стоимости, потому что боятся потерять заказ или не понимают уровень своих знаний. Запомните, вы — профессионал, и должны в первую очередь сами понимать это. Напишите на листе бумаги свои сильные стороны, профессиональные навыки и специфические знания. Дополните список выполненными проектами, которыми гордитесь.
Поймите, чем вы уникальны и отличаетесь от других. Хорошо помогает сравнение с «дутым» специалистом. Найдите начинающего фрилансера с высоким самомнением и посмотрите на его скудный арсенал скиллов и раздутое эго. Так вы осознаете свою ценность как профессионала.
Не стесняйтесь называть цену
Заранее отработайте прайс у себя в голове. Определите цену за свои услуги, которую вы считаете справедливой и которую вам комфортно будет называть. Когда будете озвучивать стоимость заказчику, вы должны быть уверены в ней на 100%. Если в голосе будут сомнения, ждите длительных торгов или отказа.
Допустим, вы занимаетесь версткой и берете 5 000 за макет. Подумайте, сколько вы хотите получать. Допустим, 15 000 за макет. Прислушайтесь к внутреннему голосу, возможно, эта цена кажется вам неоправданно высокой. Тогда снизьте свои ожидания и повышайте стоимость услуги постепенно.
Предлагайте дополнительные услуги
Это увеличит стоимость заказа в несколько раз. Найдите смежные услуги в вашей области, которые понадобятся заказчику, и научитесь их выполнять. Допустим, вы делаете лендинги. Разберитесь, как запускать контекстную и таргетированную рекламу. Или вы создаете сайты на WordPress — дополнительно освойте уникализацию дизайна. Так вы сможете предложить целый комплекс работ, принесете больше пользы заказчику и выделитесь среди конкурентов.
Ищите заказчиков с деньгами
Если ваши заказчики с биржи «все по 3 рубля», не удивляйтесь, что в конце месяца вы еле-еле сводите концы с концами. Вы можете упорно прокачивать навыки и учиться искусству переговоров, но это не поможет. Все, чего вы добьетесь с такими заказчиками, — повысите стоимость заказа с 3 до 3,5 рублей. Подобные биржи — магнит для определенного контингента, который вы не в силах изменить. Идите в места, где обитает платежеспособная аудитория. Знакомьтесь с потенциальными заказчиками в соцсетях, клубах предпринимателей и на конференциях.
Старайтесь выйти на ЛПР
Всегда общайтесь с первым лицом. Нет смысла распыляться, делая эскизы дизайна или собирая портфолио для сотрудника, который должен собрать «ассортимент» подрядчиков. Он не влияет на решение, а только передает информацию боссу. Просите связать вас с руководством, если не получается, не тратьте время на исполнителя.
Ведите длительные переговоры
Чем больше времени вложил в общение с вами заказчик, тем большую ценность вы для него представляете. Проще всего нажать кнопку «Отклонить» в личном кабинете биржи в ответ на сообщение «Сделаю, 100 долларов, срок — 3 дня». Сложнее разойтись с человеком, с которым вторую неделю обсуждаешь тонкости заказа.
Поэтому, если вы заинтересованы в проекте, не называйте сразу цену и срок. Вовлекайте заказчика в обсуждение: спрашивайте о проекте, задачах, задавайте уточняющие вопросы. Пока он просматривает предложения одновременно от 20 потенциальных исполнителей, они для него все на одно лицо. Диалог выделит вас из толпы: заказчик точно вас запомнит, а потраченное на переговоры время склонит чашу весов в вашу пользу.
Не указывайте цену
Сообщая заранее цену, вы формируете у заказчика определенные ожидания. Если предварительная цена будет сильно расходиться с итоговой, человек почувствует себя обманутым. В жизни часто случаются ситуации, когда объем и сложность работы многократно превышали предполагаемые. Однако озвученная сразу цена не позволяла вести независимые переговоры. Заказчик своим убийственным аргументом «Но вы ведь сказали — 2 тысячи» так и не соглашался на справедливую стоимость в 6 тысяч.
Работайте с теми, для кого заказ важен
Допустим, вы пишете тексты и обсуждаете работу с двумя заказчиками. Одному нужны тексты, чтобы закрыть «дыры» на сайте между «Добро пожаловать!» и «Наш телефон такой-то», а другому — коммерческое предложение для поиска партнеров. Думаю, нетрудно догадаться, кто предложит цену выше. Всегда ищите людей, для которых ваша работа важна и решает серьезные задачи бизнеса. Это принесет не только больше денег, но и поднимет профессиональную самооценку.
Запомните
Стоимость вашей работы зависит только от вас самих. Не стоит сетовать на скупых заказчиков, вместо этого совершенствуйте навыки и учитесь переговорам. Начинайте следовать советам уже сегодня, и, я думаю, месяца через три вы увидите первые результаты. Поделитесь ими в комментариях. Если вам есть чем дополнить наши советы, тоже делитесь. Сделаем мир фриланса лучше!
Комментарии