Онлайн-образование все еще вызывает вопросы: как учиться, какие профессии можно получить в интернете, подойдет ли мне такой формат. Подробно ответим на них и добавим статистику. Вместе со специалистами исследовательской платформы Research.Mail.Ru мы провели опрос 2000 человек из разных городов России. Они рассказали, чему и зачем учились последний год и какие пожелания у них есть к онлайн-обучению.
Какие бывают форматы онлайн-обучения
Электронные учебники — учебные материалы в интернете в свободном или ограниченном доступе. Как правило, состоят из текста и проверочного теста на закрепление материала. Например, онлайн-курсы по изучению английского языка от EnglishDom.
Вебинар — интернет-трансляция лекций преподавателя. Слушатели подключаются к каналу или «вебинарной комнате» к назначенному времени и смотрят выступление в режиме онлайн. У вебинаров много преимуществ. Учащиеся видят преподавателя, презентацию или учебные материалы на экране. Лекторы могут показать предмет практически: от написания кода до набора воздушных петель в вязании. Вебинары записываются и в дальнейшем доступны к просмотру в любое время. В течение трансляции слушатели могут задать вопрос через форму чата и сразу получить обратную связь.
Видеокурсы — похожи на вебинары, но лекции записаны заранее, поэтому вопрос задать уже некому. Обычно видеокурс состоит из серии занятий, объединенных одной темой. Для курса разрабатывается типовая программа. В ней нет отступлений от темы или историй от преподавателей, как бывает во время живого выступления. Например, на портале GeekBrains доступны бесплатные видеокурсы по основам языков программирования.
В последнее время популярными стали короткие форматы, когда одно занятие занимает от 5 до 15 минут. Слушателям проще найти время на такие уроки и пересмотреть их несколько раз при необходимости. Главные преимущества видеокурсов — экономия времени и структурированная подача материала. Видео обычно короче вебинара, потому что не тратится время на вопросы и ответы. Такую лекцию можно посмотреть в ускоренном режиме.
Скайп-уроки — индивидуальные занятия с преподавателем через программу видеозвонков Skype. Занимают обычно от часа до двух. На уроке учащийся разбирает тему, задает свои вопросы и отвечает на преподавательские. По сути, это занятие с репетитором — с той лишь разницей, что собеседники могут находиться в разных точках планеты. Чаще всего подобным образом учат русский и иностранные языки. Например, через скайп-уроки онлайн-школа Skyeng дает практику разговорного английского.
Тест — форма проверки и оценки знаний учащихся. Это перечень вопросов и варианты ответов к каждому. Обычно тесты проверяются автоматически — результаты известны через пару секунд. Разработчики регулируют сложность и количество доступных прохождений. Часто повторное тестирование ограничивают по времени: от одного дня до шести месяцев.
Домашние задания — форма самостоятельной работы для закрепления навыков на практике. После его проверки преподавателем учащийся получает замечания. Все так же, как и в офлайн-образовании, только задание отправляется через интернет.
Проект — итоговое задание к окончанию обучения. Создатели курса сами решают, какими будут тема и формат защиты. При успешном выполнении проекта слушатели получают документ об образовании. Не всегда онлайн-обучение предполагает проект — иногда его заменяют итоговым тестом. Если не предусмотрено ни то ни другое, учащийся получает документ о том, что он просто прослушал курс.
Что выбирают люди. Больше половины опрошенных расположены к обучению через интернет: 52% смотрят лекции онлайн в режиме реального времени, 47% готовы учиться по записям на YouTube и других платформах. Только чуть больше 30% респондентов хотят сразу иметь обратную связь от преподавателя, поэтому выбирают вебинары или индивидуальные уроки по Skype.
Каким профессиям обучают
Программирование отлично подходит для изучения онлайн — требуется только компьютер и доступ в интернет. К этой сфере относится множество профессий: программист на любом из 20 популярных языков, веб-разработчик, разработчик игр или мобильных приложений, тестировщик, специалист по машинному обучению (Machine Learning) и большим данным (Big Data), системный администратор, специалист по информационной безопасности.
Digital-профессии относятся к маркетингу и рекламе в интернете. Будущая работа тоже будет связана с онлайн-технологиями. Это дизайнеры, интернет-маркетологи, seo-специалисты (поисковое продвижение сайтов), smm-менеджеры (работа с соцсетями), специалисты по контекстной, таргетированной или программатик-рекламе, веб-аналитики.
Офлайн-профессии. Онлайн-обучение профессиям, не связанным с интернетом, востребовано у взрослой аудитории. Обычно это переподготовка или повышение квалификации для представителей абсолютно разных сфер деятельности: бухгалтеров, делопроизводителей, оценщиков, налоговых консультантов, дизайнеров интерьера, психологов, кадастровых инженеров, менеджеров по персоналу, логистов, переводчиков и других.
Чем занимались респонденты. Больше половины опрошенных идут на курсы, чтобы улучшить профессиональные навыки и получить дополнительные знания, необходимые для работы. Занятия у 41% таких учащихся длились от одного месяца до года.
Второе место по популярности делят направления «Повышение личной эффективности» и «Творчество» — по 21% респондентов. Также опрошенные учили иностранные языки (19%), осваивали рукоделие (17%), учились играть на музыкальных инструментах (10%).
Большинство курсов проходили офлайн. Занимались онлайн:
- 32% — для увеличения личной эффективности;
- 28% — для повышения профессиональных компетенций;
- 26% — для изучения иностранных языков.
Какие преимущества
Низкая стоимость по сравнению с обучением офлайн. У образовательных учреждений затраты на онлайн-курсы ниже. Не нужны огромные аудитории, при этом одновременно занимается намного больше студентов, чем в обычном вузе. Как правило, программа онлайн-курсов насыщенная, поэтому слушатели получают больше знаний за меньшую цену.
Опрос показал, что стоимость является одним из важнейших факторов при выборе курсов. Люди не готовы к дорогому образованию. Три человека из десяти хотят платить меньше 2 000 рублей в месяц. К стоимости курсов до 5 000 рублей ежемесячно готовы 26% опрошенных, в пределах 10 000 — 10%. Только 3% респондентов не обращают внимание на цену.
Экономия времени. Учащиеся не тратят время на дорогу. В перерывах на онлайн-занятиях могут выполнить небольшие рабочие или домашние дела. Планируют график обучения и расписание самостоятельно, подстраивая под свой режим.
Мобильность. Заниматься можно в любом месте, где есть доступ в интернет. Онлайн-слушатели не ограничивают себя и не меняют график работы ради учебы. Они могут поехать в командировку, отпуск или стать дауншифтерами и параллельно учиться.
Комфортные условия. Слушатели могут заниматься на любимом диване в уютных тапочках — на получение знаний это не влияет. Нет стрессовых ситуаций. Когда преподаватель задает вопрос во время вебинара, можно просто не отвечать на него. Стеснительным людям удобно, что нет аудитории, перед которой они должны говорить.
Кому подойдет
Тем, кто далеко живет. Онлайн-обучение дает возможность получить новые знания и профессию людям, которые живут вдали от мегаполисов. Раньше для учебы приходилось ехать в областной центр или Москву. Нужны были деньги на проезд и проживание, поэтому немногие могли себе это позволить. Требовалось много свободного времени — и семейные, работающие люди отказывались от учебы. Больше нет подобных ограничений, потому что слушатель учится дома. У всех есть возможность получить документ об образовании и при желании устроиться на удаленную работу, продолжая жить в любимом маленьком городке.
Тем, кто не может ездить на занятия. Даже среди жителей Москвы есть категории людей, которые не могут посещать занятия офлайн. Это женщины, ухаживающие за маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями и пожилые. Теперь для учебы им нужно только желание — можно заниматься дома в удобное время. Например, молодые мамы могут смотреть занятия в записи днем, пока малыш спит.
Тем, у кого насыщенный график. Когда ритм жизни бешеный, тяжело выкроить лишний час или два на дорогу до учебы и обратно. Поэтому заниматься дистанционно — настоящее спасение. Человек работает, ведет проекты и параллельно получает новые знания.
Почему выбирают онлайн-образование. Люди идут на курсы, чтобы вырасти профессионально и продвинуться в карьере. Три самых популярных варианта ответов: общее развитие (55%), карьерный рост (47%) и углубление имеющихся знаний (47%). Больше половины (55%) таких респондентов готовы платить за образование. Менять кардинально профессию готовы только 29% опрошенных.
Какие минусы
Отсутствие личного общения. Тяжело с кем-то познакомиться и подружиться, когда видишь только аватарку во время вебинаров. В отличие от традиционного образования, в онлайне практически нет совместных мероприятий. Поэтому будет сложно тем, для кого важна социализация.
Самодисциплина. Онлайн-образование предполагает высокую ответственность. Учащийся должен сам следить за расписанием, изучать предмет, сдавать задания и тесты. Здесь нет дневников и зачеток, строгих классных и научных руководителей. Возможность посмотреть занятие в любое время побуждает отложить лекцию в долгий ящик, чтобы потом благополучно забыть о ней. Такая проблема есть у многих слушателей, поэтому на онлайн-курсах работают наставники и кураторы. Например, в Московской школе программирования для школьников куратор звонит родителям, если учащийся не сдал контрольную работу.
Подходит не для всех профессий. Нельзя выучиться на повара, хирурга или часовщика через онлайн-курсы. По интернету не стать актером или спортсменом, балериной, водителем и парикмахером. Учащиеся должны перенимать практический опыт, чтобы освоить подобные профессии. В них особенно важна роль преподавателя, который должен видеть и направлять ученика в процессе работы.
Что предпочитают слушатели
Что думают об образовании в интернете. В целом респонденты доверяют онлайн-образованию. Семь человек из десяти считает его надежным или очень надежным. Столько же уверены, что с помощью онлайн-обучения можно получить хороший уровень знаний.
Как выбирают. Учащиеся выбирают курсы по совокупности трех главных факторов: цена, уверенность в качестве знаний и удобный график. Также 37% хотят сразу применять полученные знания — пройти стажировку или выйти на работу. Для 32% важен документ о получении образования.
Сколько хотят учиться. Более половины респондентов хотят заниматься один-два раза в неделю в течение полугода. Учиться год готовы 34% опрошенных, а 28% выбирают короткие форматы: тренинги, вебинары, мастер-классы.
У вас остались вопросы об онлайн-обучении? Задавайте их в комментариях или поделитесь опытом о прохождении курсов.
Все подробности исследования смотрите в инфографике.
Комментарии