Современный мир требует от нас больших свершений, а общество диктует правила игры и образ успешного человека. Того, который просыпается в 4 утра, отправляется на пробежку, ставит себе цели на день, медитирует, читает газеты, завтракает с семьёй и уже в 8:00 начинает рабочий день. Йога, тренажёрный зал, танцы, тренировки для мозга — всё это уже в расписании успешного человека.
Заниматься саморазвитием сейчас гораздо проще, чем раньше, — технологии ушли далеко вперёд. Стоит открыть Google, и любая информация уже у тебя на экране. Йога — тоже легко: находим урок на YouTube и занимаемся не выходя из дома. Английский язык доступен в любое время и с любым преподавателем, нужно лишь запустить Skype или другое приложение.
Почему же так мало людей пользуются лайфхаками успешного человека? Даже сегодня, когда все необходимые инструменты под рукой? Всё дело в том, что нам неинтересно, скучно и монотонно. Так что нет достаточной мотивации.
Разница в отношении к разным занятиям ярче всего у детей. Они играют дома, на улицах, на переменах, за завтраком, обедом и ужином. И даже перед сном любимая игрушка у них с собой. А потом всё случается, как в сказке о Золушке: звучит звонок или с кухни доносится строгий мамин голос, и карета превращается в тыкву — приходится снова садиться за уроки, переключаться на неинтересную и невесёлую работу. А как бы хотелось остаться в ярком, захватывающем мире!
Многие мои знакомые ходят на работу, как на каторгу: с единственным желанием закончить очередной рабочий день и вернуться домой поскорее. Работодатели сталкиваются с тем, что не могут увлечь сотрудников. Получается, что трудятся люди по необходимости, чуть ли не по принуждению — и уж точно не по собственному желанию.
У немотивированных сотрудников и результаты соответствующие — а это сказывается на эффективности компании в целом. Как побороть скуку и другие негативные факторы, чтобы поднять продуктивность и достичь целей?
Геймификация как основа успешности
Геймификация повсюду. Microsoft, Coca-Cola, Volkswagen, Nike и другие бренды используют игровые технологии, вовлекая клиентов в игры и стимулируя продажи. Гейм-дизайнеры разрабатывают игры на серьёзные темы, побуждая аудиторию задуматься о глобальных проблемах: голоде, мировых конфликтах, нищете, изменении климата. Учителя прибегают к помощи фэнтезийных магов, воинов и целителей, чтобы увлечь учеников физикой, химией, языками и другими школьными предметами.
А что в трудовых отношениях? Работодатели сегодня столкнулись с тем, что метод кнута и пряника устарел: похвала, премия, страх увольнения почти не действуют. Положение усугубляют рутинные процессы и отказ от креативных решений. Неожиданно, но игры и здесь могут пригодиться.
Геймификация (gamification) — это применение игровых методов к различным процессам и событиям, позволяющее больше вовлекать участников. В основе геймификации лежат четыре принципа: мотивация, открытость и поощрение, статус, вознаграждение.
Мотивация
Это основа, на которой держится любой игровой принцип. Речь про стремление взаимодействовать друг с другом, без принуждения и страха, поддерживать инициативу — собственную и других людей.
Открытость и поощрение
Работодателям необходимо открыто поддерживать желание сотрудников создавать проекты и предлагать активности, поощрять их за это.
Статус
Каждый человек, будь то клиент или сотрудник фирмы, нуждается в признании собственной значимости. Удивительно, но даже премии не всегда так мотивируют, как признание в коллективе или у руководства.
Вознаграждение
Вознаграждение усиливает вовлечённость сотрудника — но только при условии, что приз был ему интересен.
Используя принципы геймификации, можно превратить рутинную работу в увлекательный процесс. Уникальность метода в том, что он позволяет пройти «уровень» игры заново, если не получилось. А в обычной системе «кнута и пряника» за ошибки неизбежно следует наказание, вплоть до увольнения.
А если бы геймификация использовалась в образовании?
Геймификация в образовании — явление не новое. В упрощённом виде она существовала и в советской школе, когда учитель включал в учёбу игровые упражнения, например викторины.
Традиционная школа создаёт искусственную среду, которая противоречит детским интересам — ведь восприятие ограничено учителем и стенами класса. Детей приводят в место, где они должны получать знания и находить ответы на многочисленные «почему» и «зачем». Но им отчего-то не хочется задавать вопросы.
Обучение, которое использует игровые методы, обречено на успех — потому что оно становится более интерактивным, оживлённым и лёгким. Геймификация устанавливает дружескую атмосферу, позволяет обойтись без зубрёжки и ответов у доски. Но многие по-прежнему относятся к ней настороженно. Сформировалось несколько ошибочных стереотипов:
Есть дисциплины, к которым геймификация не применима. Неправда, в том или ином виде геймификация будет полезна везде.
Старшее поколение уже «слишком взрослое» для геймификации. Нет, всё дело в подходе.
Каждый урок должен быть геймифицированным. Это ни к чему, геймификация — не самоцель. Всё должно быть целесообразно. Там, где педагогическую задачу лучше всего решает игра, она должна быть. Где уместнее традиционные методы обучения — используем их. Гибкий подход — вот чего сейчас не хватает современной школе.
Игровая мотивация позволяет получить такой опыт, который может оказаться намного продуктивнее любого другого. Геймификацию можно использовать абсолютно в любой сфере — от обучения или ведения переговоров до привлечения и удержания клиентов.
Комментарии