Сергей Кручинин сам работал дистанционно, а сейчас из офиса GeekBrains руководит удаленными специалистами — деканами факультетов GeekUniversity.
— Где сейчас актуальна удаленка, если говорить об IT и Digital?
— Сначала давай определимся, что мы называем удаленной работой. Многие под этим подразумевают в том числе фриланс. Но я так называю только постоянное дистанционное сотрудничество с одним заказчиком. Обычно постоянных работников ищут не среди фрилансеров, а на сайтах HeadHunter и «МойКруг». С удаленщиком заключают либо трудовой договор (для оформления в штат), либо договор гражданско-правового характера (ГПХ).
Теперь о том, где сейчас востребованы удаленщики. Прежде всего это техническая поддержка, телемаркетинг и продажи. В этих сферах есть стандартные процессы и легко формализовать задачи. Преподавание на образовательных онлайн-площадках, кстати, тоже хороший пример.
С программистами ситуация чуть сложнее, но впервые о возможности работать удаленно я услышал именно от программиста. На тот момент я был менеджером проектов и один разработчик из моей команды ушел. Спрашиваю: «Ты куда?» — «Меня позвали удаленно работать в Москву». Он остался в родном городе и решал задачи, которые приходили из столичного офиса.
— А в чем сложность удаленки для программистов?
— Дистанционно сотрудничать надо уметь: работодатель должен быть готов наладить этот процесс и его контролировать, а сотрудник — организовать себя и свое время. Если обе стороны действительно заинтересованы, задача посильная. Но у многих с этим проблемы.
В офисе руководитель всегда может подойти к человеку, похлопать по плечу и сказать: «Вот есть у нас задача сложная, которую никто не хочет решать, а решить надо бы». При удаленном общении все не так. Если заказчик не работал с удаленными сотрудниками или имеет негативный опыт (например, с фрилансерами), он может опасаться, выйдет ли вообще работник на связь. При неправильном подборе команды такой риск действительно есть.
— Сотрудники тоже наверняка не всегда могут создать себе рабочую обстановку.
— Это точно. Нередки проблемы со стороны семьи: «Вынеси мусор!», «Погуляй с ребенком!», «Сходи в магазин». И не всегда объяснишь, что у тебя рабочий день с 9:00 до 18:00. А с другой стороны, когда ты дома на диване, в комфорте и уюте, как тут не отвлечься и не полайкать фоточки в Instagram?
Поэтому надо, во-первых, уметь договариваться с близкими. Можно даже вешать на двери своей комнаты табличку «Не входить! Идет работа!». Во-вторых, самодисциплину надо развивать. Никто не будет тебя контролировать и пинать.
Есть программы для отслеживания рабочих столов — правда, по-моему, это полная дребедень. Если за сотрудником приходится следить, зачем вообще тратить на него средства и время? Проще нанять того, кто действительно заинтересован.
Успешная команда всегда состоит из людей, которые любят и хотят работать. Когда ты дисциплинирован и мотивирован, за тобой не надо бегать — достаточно убедиться, что ты правильно понял задачу и не испытываешь серьезных трудностей. А дальше начальник смотрит результаты и дает обратную связь.
В разработке и вообще в IT много коллективной работы, и если возникает сложность, она не только у тебя — у всей команды. Делиться проблемами тоже надо уметь, чтобы как можно раньше с ними справляться и не получить осложнений.
— Что самое трудное для руководителя удаленной команды?
— Коммуникация. Наладить ее — всегда вызов. Для разработчика умение взаимодействовать с другими и быстро понимать задачу — один из ключевых личностных навыков. Далеко не у всех развиты soft skills. И руководитель должен постоянно работать над тем, чтобы исключить недопонимание.
Допустим, человек умеет и хочет работать, берет задачу и сам ищет решение. Казалось бы, все идеально. НО! Работник ни в коем случае не должен ничего додумывать за коллег, с чьим кодом он работает, за начальство или заказчика. Он должен вовремя задавать вопросы и сообщать о проблемах.
«Грех чтения мыслей», как я это называю, — самый тяжкий в командной разработке. Людям трудно договариваться друг с другом, а удаленно — еще сложнее. Не все умеют обсуждать трудности.
Допустим, сотрудник что-то недопонял и движется не в том направлении. Дни уходят, а выполненное все равно придется переделывать. Если руководитель вовремя не спросит, что происходит, о проблеме он узнает ближе к дедлайну. То есть даже мотивированных и увлеченных специалистов надо уметь направлять.
Еще надо помнить, что мотивировать людей можно не только деньгами. Интересные задачи дают реализоваться. Хороший начальник нанимает специалистов опытнее себя, и нельзя запрещать им пробовать новое. Если ты сам все знаешь и можешь, зачем ты их приглашал?
Возможность работать в команде профи — тоже стимул. Нужно отмечать вклад каждого в проект, не скупиться на похвалу. Когда уходят или выгорают хорошие мотивированные сотрудники — это ответственность руководителя.
— Как работает удаленная команда?
— Я расскажу, но детали зависят от специальности: для сотрудников техподдержки легко составить регламент, для программистов — сложнее. Хотя и здесь многое можно и нужно формализовать.
У команды должен быть чат, где все приветствуют друг друга «по приходе» на работу и переговариваются в течение дня. Особенно это актуально, если удаленные сотрудники на полной ставке и на линейных должностях. Руководитель сразу видит, кто на месте. Стартаперы любят совещаться в Slack (есть у него и бесплатный аналог — RocketChat) или даже в Telegram.
Бывает, что постоянное присутствие сотрудника на месте критично, бывает — важнее результат и, если человек выполнил некую норму, он может быть свободен. В любом случае, когда сотрудник хочет в рабочее время уйти, он должен предупредить коллег и договориться, кто его подменит. Потому что задачи простаивают, а при невыстроенных коммуникациях вопросы на удаленке могут решаться медленно.
Обязательно должен быть таск-трекер — это актуально и для программистов, и для других специальностей. Техподдержка использует системы HelpDesk. Телемаркетинг и продажи — CRM.
— Удаленщики неизбежно оторваны от офисной жизни. Как с этим быть?
— Нужно на планерках в мессенджере рассказывать все важные новости компании, узнавать, как идут дела у каждого сотрудника, координировать работу.
Руководителю приходится решать множество вопросов. Например, непонятно, как удаленно скрам проводить. Scrum — методология, придуманная специально для разработчиков и ориентированная на офис. Это ежедневные встречи по 15 минут, на которых все стоят, чтобы не затягивать общение и не превращать синхронизацию задач в совещание. Такая встреча дает срез активности: каждый проговаривает, что он сделал и планирует сделать. Не с целью отчитаться начальству, но чтобы команда была в курсе и могла синхронизироваться.
Надо понимать, что разработчики обычно зависят друг от друга — нельзя приняться за задачу, пока не решена предыдущая. Но скрам изначально был заточен под живое общение, когда нужно быстро что-то показать, на пробковой (магнитной, маркерной) доске передвинуть стикер (например, из колонки «В работе» в Code review). Как это организовать в удаленной команде?
Конечно, есть онлайн-сервисы и другие инструменты для совместной работы:
- Google Docs и Draw.io для создания и редактирования документов;
- Trello, Favro, Asana, Redbooth — для распределения и контроля задач;
- Slack, Mattemost, Rocketchat, Zulip или даже старые добрые Telegram и Skype — для общения команды.
Но не все готовы работать в таком формате. И в живую-то руководить не всегда просто.
— А можно пример: как это организовано у вас?
— У нас деканы факультетов GeekUniversity работают удаленно, а я координирую этот процесс из офиса. Есть и регламенты, и каналы связи. Раз в неделю проводим собрания на площадке Clickmeeting.com. Некоторые компании используют webinar.ru. Но надо понимать, что вебинар — это «полудвусторонняя» связь. Один говорит — остальные пишут в чате. Либо «ведущий» приглашает одного-двух людей в эфир, но не всех. Когда надо провести голосовое совещание со множеством участников, поможет Skype или Google Hangouts.
Если какие-то вещи постоянно меняются и их трудно расписать по пунктам, мы все решаем через общение — созваниваемся регулярно. Тех, кто живет в Москве и Подмосковье, приглашаем в офис. Деканы могут прийти и пообщаться с коллегами по любым рабочим вопросам. Бывают у нас и смешанные совещания: часть коллектива в переговорке, часть — в скайпе.
На собраниях выясняем, какие сложности возникли и как мы с ними будем справляться. Участникам команды важно услышать обратную связь, запланировать новые задачи. Я всегда говорю, что скрам — это не про стоять, скрам — это про прозрачность. Он помогает диагностировать проблемы и распределять усилия. Если сотрудник просигналил о сложности, мы ее отдельно с ним обсудим в течение рабочего дня.
— Ты выше упомянул системных администраторов. Они тоже могут работать дистанционно? А как же они оборудование подключают и настраивают?
— Большинство сисадминов работают в каком-то смысле удаленно: они не присутствуют в дата-центре, где стоят серверы, а обращаются к ним из офиса. Центр обработки данных — это обычно закрытая территория, куда редко приходят посторонние. Там пропускной режим, поддерживается микроклимат. Для обслуживания есть инженеры, которые могут оборудование перезагрузить, поменять жесткий диск или блок питания.
Сисадмины удаленно подключаются по SSH или VNC к нужному серверу и настраивают его. Без разницы, подключится админ из офиса или из дома. Так что эту работу легко перевести на удаленку.
Конечно, речь не идет о техническом обслуживании офиса — тут нужно лично присутствовать без вариантов. Еще не изобрели роботов, позволяющих в режиме телеприсутствия настраивать и заменять оборудование. Услуг по удаленной уборке тоже пока нет.
— GeekBrains — это образовательная онлайн-площадка. То есть студенты учатся дистанционно. После этого проще работать в том же режиме?
— У нас в учебном плане есть проекты командной разработки. Люди учатся взаимодействовать и делить ответственность внутри распределенного коллектива. Они постигают азы гибкой методологии и пробуют координировать усилия.
Сам учебный процесс требует самодисциплины, умения правильно распоряжаться своими силами и временем. Чтобы с нуля стать специалистом, востребованным в топовых компаниях, надо не только слушать преподавателей, но много практиковаться. Не всем это легко дается. Но наши преподаватели умеют заинтересовать, увлечь, плюс всегда готовы подсказать, если ты ошибся или «застрял» в решении задачи.
Мы стараемся работать с теми, кто умеет найти подход к новичкам — людям, которые раньше близко не сталкивались с программированием.
То есть у нас «упрощенная версия» дистанционной работы, но и здесь без волевых качеств не обойтись.
— Даже в студенческих проектах кто-то берет на себя роль руководителя, кто-то — сотрудника...
— Я всегда говорю: не думайте, что путь от исполнителя до руководителя такой уж длинный. Сегодня-завтра ты «мидл», а через некоторое время тебе поручат двух «джуниоров» и ты будешь руководить. Поэтому навыки управленческие надо развивать всем.
— Кому ты рекомендовал бы удаленную работу, а кому — нет?
— Удаленная работа — для тех, кто любит решать отдельные задачи. Еще она подходит для творческих специальностей — при условии, что сотрудник умеет себя организовать. Но если вы хотите разобраться, как все устроено в компании, надо ходить в офис. Или если чувствуете, что дома слишком расслабитесь. Офис помогает быть «в тонусе», позволяет общаться и заводить новые контакты. Но принципиально ваш подход к делу он изменить не может.
В конечном итоге главное — насколько вам удается сохранять мотивацию и интерес к профессии. Качество работы, сделанной только за деньги, и той, что выполнена увлеченно, сильно отличается. Какие условия вас больше стимулируют, такие и выбирайте. Потому что «выгореть» можно где угодно.
Я встречал специалистов высокого класса, которые ради возможности работать удаленно согласны даже на сравнительно небольшую зарплату. Причем за ними не надо бегать с микроменеджментом — они не нуждаются в пинках — все делают ответственно, с самоотдачей. На таких людях удаленная работа и держится.
Если рядом с домом подходящей работы нет, преимущества удаленки очевидны. Вместо того чтобы проводить два часа в дороге, ты можешь потратить их на работу, чтение по специальности или просто на отдых.
— У многих возникают утопические картинки: сидишь под пальмой с ноутбуком…
— Нет, я считаю, что работу и отдых надо четко разграничивать. Иначе ни того, ни другого толком не получится. Если хочешь трудиться удаленно, ни пальма, ни кресло-груша не помогут, а будут мешать. Нужно организовать себе рабочее место, чтобы ничего не отвлекало.
Это очень важный момент: когда человек на удаленке перестает видеть, где работа, а где отдых, он может быстро «выгореть». Все превращается в работу. И тогда начинает тянуть в офис — «отдохнуть», как бы парадоксально это ни звучало.
— Но если человек фанатик, он сначала в офисе ведь день, потом по дороге с работы про себя разбирает, что ему не удалось. А по приезде домой включает компьютер и пытается доделать, чтобы все-таки получилось.
— Когда человек так увлечен, это здорово, главное — не забывать про сон и восстановление. Я сам с трудом переключаюсь с работы на отдых и знаю, как это важно. А если ты еще и на удаленке и хочется много всего сделать, можно быстро сбить себе режим так, что день с ночью перепутаешь. Это плохо для здоровья и сказывается на производительности. Фиксированный рабочий день — это ориентир, по которому ты понимаешь, когда пора остановиться. Поэтому даже при работе из дома надо составлять себе график и его придерживаться.
— Что будет происходить с удаленкой на рынке труда в ближайшие несколько лет?
— Мой прогноз оптимистичен. Уже сегодня для удаленщиков есть вакансии по всем представленным в GeekBrains направлениям. Дизайнеры, маркетологи, SMM- и SEO-специалисты эту нишу хорошо освоили. Появляются варианты «частично удаленной» работы. Например, Mail.Ru Group и «Яндекс» в объявлениях на hh.ru предлагают гибкий график и возможность по согласованию с руководителем в отдельные дни работать из дома.
Думаю, в ближайшем будущем мы увидим рост числа вакансий — станет больше дистанционной работы для программистов, тестировщиков, системных администраторов.
— Почему? Чем удаленщик выгоден работодателю?
— Здесь три момента. Во-первых, нет ограничений в плане географии — легче выбрать специалиста с нужными навыками и не приходится никого переманивать с мест проживания. Не все еще согласятся! Я когда-то не был готов к переезду и отклонял весьма интересные вакансии только потому, что они не удаленные.
Во-вторых, удаленщик с опытом и приличным резюме — это с большой долей вероятности собранный и дисциплинированный человек.
И наконец, не надо тратиться на лишние рабочие места и их обслуживание в офисе. Все это актуально как для больших компаний, так и для стартапов.
— Сергей, спасибо! Я лично очень надеюсь, что оптимистичный прогноз подтвердится. Чем меньше территориальных ограничений, тем легче хорошему специалисту найти своего работодателя. Подождем комментариев и узнаем, остались ли вопросы у читателей.
Пройти обучение
Комментарии