Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Как выступать перед аудиторией

развернуть

Как выступать перед аудиторией

Даже если вы предполагаете, что никогда не будете спикером на конференциях, навык публичных выступлений вам все равно пригодится. Без профессиональной подготовки говорить одинаково сложно и на совещании перед коллегами, и на презентации проекта инвесторам, и на вечернем митапе в палаточном городке. Хорошая новость в том, что публичным выступлениям можно научиться.

Зачем вы выступаете

Мотивация. Перед подготовкой к любому выступлению главное — понять, зачем это компании и лично вам. Спикеры обычно хотят прокачать навыки, повысить узнаваемость или поднять свой авторитет. Подумайте, для чего этот доклад нужен вашему работодателю и что в конечном итоге хочет получить руководство. Это прояснит цель и поможет определиться с содержанием речи.

Цель выступления бывает двух видов: информативная и побудительная. В первом случае мы делимся опытом, экспертизой, новостями, во втором — побуждаем аудиторию к действию. Информационное выступление готовить проще. Но, как правило, оно менее зажигательно и выгода для спикера неочевидна. Побудительное — важнее для продвижения бизнеса, продукта, повышения лояльности аудитории и привлечения новых клиентов, поэтому чаще готовьте такие спичи.

Аудитория. Заранее узнайте, для кого будете выступать: каковы пол, возраст, профессия слушателей. Выясните, почему люди придут к вам как спикеру и что они хотят получить. Чем лучше вы разберетесь в мотивах аудитории, тем более интересное выступление сможете подготовить. Постарайтесь осветить все вопросы, которые волнуют людей в зале. Так доклад будет актуальным от первого до последнего слова.

Уважайте аудиторию. Люди могли бы потратить время на более важные или срочные дела, но вместо этого слушают вас. Время — невосполнимый ресурс, поэтому сделайте выступление максимально полезным.

Что вы расскажете

Схема. Всегда стройте речь по единой схеме: вступление, основная часть и заключение. Как распределить время, решайте в зависимости от «теплоты» аудитории. Если выступаете перед большим залом на конференции, где большинство присутствующих вас не знают, придерживайтесь пропорции 20/60/20. Если предстоит совещание на работе или доклад в клубе по интересам, где все участники знакомы, отведите на вступление и заключение по 5% от всего времени. Остальное отдайте основному вопросу.

Вступление. Идеальное вступление содержит приветствие, представление, благодарность и краткий обзор. Чем аудитория меньше знает о вас, тем более подробной должна быть «визитка». Следует рассказать, кто вы, чем и как давно занимаетесь и какова ваша экспертность в теме выступления.

Благодарность сближает спикера и аудиторию, добавляет теплоты и доброжелательности. Даже банальное «Спасибо, что пришли» хорошо работает, если говорить от души. Если чувствуете, что искренне не получится, — опустите благодарность, чтобы не говорить с натяжкой.

Затем расскажите о цели выступления, какие вопросы планируете затронуть и почему они важны. Это привлекает внимание слушателей, заставляет отложить дела и послушать вас.

Основная часть. Уделите содержанию достаточно времени, потому что именно за этим пришли слушатели. Определите ключевую идею, которую будете доносить. Если их несколько, выберите главную, а несущественные — отбросьте. Представьте, что о теме выступления вас спрашивают в лифте. Что скажете? Успеете в двух словах донести основную идею?

Подготовьте заранее конспект речи, потому что выступать экспромтом тяжело. Спикер может сбиться с мысли или уйти в сторону от темы. Когда основные тезисы под рукой, можно свериться с текстом и продолжить.

Готовьте структурированный доклад. Так слушателям будет легче понимать смысл, а вам — рассказывать. Структура поможет увидеть логику повествования, найти слабые места и устранить их до выступления.

Отдельно поработайте над презентацией. Размер текста и картинок должен соотноситься с площадью зала. Подумайте, как это будет смотреться с последних рядов. Постарайтесь как можно меньше писать и больше показывать. Замените текст визуальными образами или цифрами, которые помогут слушателям быстро считывать нужную информацию.

Если используете готовую презентацию с прошлых выступлений, проверьте ее актуальность. Поищите опечатки и ошибки, удалите ненужные слайды. Не стоит показывать презентацию с неверными данными. Еще хуже — не исправлять их на старых слайдах, а только проговаривать устно.

Заключение. Часто спикеры считают, что если они обстоятельно обо всем рассказали в начале, то обобщающие выводы делать необязательно. Но это не так. Информацию, повторенную трижды, люди запомнят лучше . Поэтому сообщите ключевую мысль, открывая выступление, затем — в основной части, а потом в конце.

В побудительных докладах обязательно поясните, что делать дальше с этой информацией и как ее применять в жизни. Например, если рассказываете об IT-продукте, дайте промокод для загрузки бесплатной версии.

Как вы будете выступать

Восприятие информации. Неопытные спикеры думают, что самое главное — это то, о чем они будут говорить. Но на самом деле, важнее — как. Американский психолог Альберт Меграбян еще в 60-х годах установил, что выступление воспринимается по схеме 7/38/55: 7% — это информация, слова, 38% — голос, 55% — язык тела. Успех оратора зависит от его движений, звучания голоса, жестов, а не от текста.

В этом правиле есть исключение. Если спикер важен, его будут внимательно слушать даже без поставленного голоса и харизматичных жестов. Например, руководителя крупной компании или учителя в первом классе.

Манера выступления. Большое внимание уделяйте вашему голосу и телу. Говорите уверенно, живо и достаточно громко. Каждый человек в зале должен вас хорошо слышать. Во время доклада не стойте, а двигайтесь. Будьте энергичным и заражайте энтузиазмом. Это привлекает внимание, не дает аудитории засыпать.

Энергичность спикера зависит от физиологии. Неподготовленные лекторы обычно вялые или, наоборот, в гипертонусе. Оба состояния корректируются с помощью несложных приемов. Но прежде чем применять эти советы непосредственно перед выступлением, попробуйте их в обычной жизни. Вы должны хорошо знать свой организм, чтобы понимать, что для вас сработает, а что будет бесполезным.

Если чувствуете вялость, следует взбодриться: попрыгать и помахать руками. Известный коуч Тони Роббинс перед выходом в зал несколько минут прыгает на батуте, чтобы излучать энергию. Еще можно быстро подышать: буквально 5–6 вдохов–выдохов, чтобы не закружилась голова. Выпейте крепкий кофе и съешьте сладкое, чтобы повысить уровень глюкозы в крови.

Если вы, наоборот, чувствуете мандраж, надо успокоиться. Присядьте 20 раз, чтобы нейтрализовать всплеск адреналина. Выпейте чай с мятой или теплое молоко. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, чтобы стабилизировать давление. В качестве экстренной меры подойдет гимнастика для рук. Перед выходом на сцену несколько раз сожмите и разожмите кулаки так, чтобы ногти впились в ладонь. Так вы сбросите лишнюю энергию и успокоитесь.

Взаимодействие с аудиторией. Расположите к себе зал с помощью вопросов и юмора. Благодаря уместной шутке слушатели начинают благосклонно относиться к спикеру. Однако стоит быть аккуратным. Иногда выступления превращаются в бесконечный стендап, в котором теряется основная мысль доклада, — поэтому соблюдайте баланс. А если юмор — не ваша сильная сторона, вообще откажитесь от шуток.

Вопросы залу — тоже отличный прием взаимодействия. Диалог раскачивает аудиторию, заставляет отвлекаться от смартфонов и других дел. Но здесь, как и с юмором, главное — не переборщить. Когда выступление превращается в беседу, это отталкивает аудиторию, которая пришла за знаниями, а не развлекаться.

Шпаргалка

  1. Тщательно готовьтесь к каждому выступлению.
  2. Определите цель доклада. Решите, каким он будет: информационным или побудительным.
  3. Узнайте заранее характер аудитории и ее подготовленность, чтобы понять степень погружения в тему.
  4. Стройте выступление по схеме: начало, основная часть, заключение.
  5. В начале поприветствуйте присутствующих, представьтесь, поблагодарите и вкратце расскажите, о чем пойдет речь.
  6. Подготовьте структурированный доклад, в которым будет раскрыта ключевая идея. Сделайте подробный план. Если у вас мало опыта — лучше напишите конспект.
  7. В заключение подчеркните еще раз ключевую идею и поясните, что с этой информацией делать дальше. Если нужно, побудите слушателей совершить целевое действие.
  8. Большое внимание уделите ораторской технике: взаимодействию с аудиторией и своей манере.
  9. Выступайте энергично и живо. Поработайте над голосом, чтобы вас было хорошо слышно и на задних рядах. Следите за своей физиологией: если чувствуете вялость — взбодритесь, перевозбуждены — успокойтесь.
  10. Чтобы расположить аудиторию, шутите и задавайте вопросы. Делайте это в меру, чтобы не вызвать негатива.

Опубликовано 08.08.2018 в 16:50
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев