Поговорили с Владленой о пути в профессию, переезде в Москву, о том, сколько можно зарабатывать в столице и регионах и какие могут быть карьерные треки.
— Расскажи, кем ты работаешь и как пришла в профессию.
— Я работаю инженером по тестированию, или SDET’ом, в Лаборатории Касперского. А ещё веду вебинары по тестированию в компании GeekBrains. По образованию я гуманитарий: училась на историческом факультете, окончила курс музееведения. Уже после бакалавриата пришла работать администратором в одну компанию. Тестировщики увидели во мне потенциал, дали книжку по тестированию и сказали: «Изучи и, если тебе интересно, 一 присоединяйся». Мне понравилась тема, я нашла курсы GeekBrains и поступила. В то время там была всего одна специальность 一 тестировщик ПО. Уже через месяц после обучения я вышла в офис на свою первую работу тестировщиком.
— Как ты поняла, в каком направлении двигаться дальше?
— Я решила не стоять на месте, потому что в моём городе довольно сложно найти высокооплачиваемую работу с моими навыками. К тому времени у меня было уже примерно полгода опыта. И я подумала 一 чего я хочу? Поняла, что хочу попробовать себя в играх, геймдеве. Начала смотреть, какие у нас в городе и в целом по региону есть компании, которые занимаются играми. Одна из самых известных 一 Playrix. Я начала к ним собеседоваться, успешно прошла интервью и поехала в Вологду работать в основном офисе компании.
Проработала у них примерно полгода, а потом по семейным обстоятельствам переехала в Москву. Ещё находясь в Вологде, я стала собеседоваться с московскими компаниями. Сейчас, наверное, странно подумать, что не все проводили собеседования через скайп, это казалось чем-то необычным.
— Как началась твоя карьера в Москве?
— В Москве я работала в нескольких местах. Одной из первых была компания «Аплана» 一 она предоставляет своих тестировщиков другим организациям. От «Апланы» я работала в офисе Сбербанка, затем писала программное обеспечение для колл-центров. Создавала веб- и мобильные приложения для разных обслуживающих организаций. После этого я устроилась в Лабораторию Касперского и работаю там второй год — в стартапе, который занимается онлайн-голосованиями с использованием блокчейн-технологий. Это такие голосования, в которых невозможно подделать результаты, они максимально прозрачные и честные.
— Как твои близкие отнеслись к переезду и смене работы?
— Моя семья всегда и во всём меня поддерживает, и тогда тоже. У меня все родные — гуманитарии, поэтому они не до конца понимали, чем именно я буду заниматься. Знали только, что это связано с программированием.
Они поддержали меня и с переездом, потому что в Москве гораздо больше возможностей и выше зарплата.
— Поделись, с какими трудностями в работе ты сталкивалась.
— На пути к профессии тестировщика, конечно, были и трудности. В начале, когда ещё только учишь теорию тестирования, кажется, что уже всё понятно. Что можно буквально прочитать учебник и идти тестировать. На самом деле это не так. В первую очередь нужно много практики. Если что-то не получается, нужно стараться пробовать больше.
С ручным тестированием у меня в принципе не было трудностей. Но когда я уже начала заниматься автоматизацией, поняла, что курсов и материалов не так уж много. Тем более что я выбрала для себя язык автоматизации JavaScript, а он на третьем месте в тройке основных языков. Материалов по нему было поменьше, и надо было разбираться самой.
Я была бы рада, если бы в самом начале нашла какой-нибудь курс по автоматизации на JavaScript. В то время их почти не было, так что автоматизацию я осваивала сама. Мне очень повезло, что на моём пути встретился тимлид, который ставил очень много экспериментов. Буквально каждые три месяца мы меняли фреймворки для автоматизации, смотрели, как и что будет работать с тем или иным фреймворком. В общем, было интересно, и я получила намного больше опыта, чем если бы мы пилили что-то одно.
— Сколько нужно времени, чтобы стать тестировщиком?
— Всё зависит от того, каким тестировщиком хотите стать. Если вы не настолько сильны, чтобы разбираться с кодом, можно стать ручным тестировщиком. Для этого требуется не очень много времени. Но нужны упорство, терпение и как можно больше практики 一 минимум три месяца. Конечно, не всё так просто: только знания теории из курсов недостаточно, таких трёх месяцев не хватит.
В автоматизации дела обстоят посложнее. Часто вакансии предполагают, что даже если вы пришли на должность автоматизатора, будете заниматься и ручным тестированием. Обучение автоматизации займёт, наверное, месяцев 6–8. Нужно изучить и начальную теорию, и язык, на котором вы будете тестировать. Чтобы заниматься автоматизацией, нужен уровень хотя бы начинающего разработчика на том языке, на котором вы собираетесь писать. И пару месяцев позаниматься практикой вне работы — без этого никуда.
— Расскажи, из чего складывается рабочий день тестировщика.
— Рабочее время делится на две части. Первая 一 когда мы занимаемся ручным тестированием. Тестируем фронтенд и бэкенд в веб-приложениях: вручную проверяем, что всё хорошо работает, голосования идут и пользователи довольны. Мы работаем в том числе с замечаниями пользователей. Вторая часть 一 автоматизация. Автоматизируем наши приложения, пишем автотесты и обновляем их, если у нас в приложении что-то меняется. Именно наша команда тестировщиков занимается автотестами для фронтенда.
Ещё есть UI-автоматизация 一 она более интересная. Это когда ты запускаешь код и машина проходит по пути, который ты написал. Ты видишь, что компьютер пошёл в какой-то раздел, нажал какую-то кнопочку, что-то сам написал 一 даже сейчас это выглядит как фантастика.
— Как варьируется доход тестировщика от начального до профессионального уровня?
— В вопросе зарплат всё очень индивидуально, потому что в каждом регионе свой уровень. На одной из работ у меня была зарплата 150 тысяч рублей 一 средняя для тестировщика в Москве. У разработчиков, например, в казанском филиале была зарплата 80 тысяч. Если говорить о городах размером с Казань или Новосибирск, то у начинающих будет зарплата примерно от 30–40 тысяч. Если это Питер, то около 60 тысяч. Вот я буквально полгода назад обучала своего товарища и помогала устроиться на работу в Питере. В Москве у меня один ученик сразу пошёл на 107 тысяч рублей 一 вполне законно.
Если говорить про тестировщиков среднего уровня, то в регионах они получают где-то от 50 тысяч, а в Москве — от 150. Может быть, конечно, и больше, ведь тут всё зависит напрямую от ваших навыков и от того, как вы себя покажете на собеседованиях.
Тестировщики-автоматизаторы, которые уже давно в профессии, могут зарабатывать от 300 тысяч рублей. У автоматизаторов даже есть такая мифическая шутка, что они не успевают работать, потому что не успевают тратить деньги.
— А сколько времени обычно занимает поиск работы?
— Начинающий тестировщик может найти работу примерно за месяц-полтора. Сейчас, когда я уже тестировщик с опытом, на поиск работы у меня уходит примерно полторы недели.
— Какой карьерный трек может ожидать тестировщика?
— Можно расти по двум основным веткам. Первая 一 пойти в менеджеры. Лиды-тестировщики в основном организуют команду тестирования и уже не занимаются техническими вещами. У меня много товарищей пошли именно по этому пути. Они стали тимлидами, и кто-то уже даже ушёл в проджект-менеджеры. У меня есть одна замечательная история про друга, который был тимлидом в одной компании и зарабатывал 45 тысяч рублей, а потом перешёл в другую с абсолютно теми же требованиями и стал получать 300 тысяч. То есть сразу такой огромный скачок.
Вторая ветка 一 техническая. Тут можно пойти буквально куда угодно: если ты уже стал автоматизатором, то примерно понимаешь, как работает код и чем заняты другие специалисты. Очень часто из тестирования уходят именно во фронтендеры или девопсы.
Зарплата у этих специалистов чуть повыше, буквально на 20%, но зато это большой технический рост и совершенно другие задачи.
— По какому из этих путей ты сама хотела бы развиваться?
— Для себя я решила, что со временем перейду в фуллстеки и стану полноценным разработчиком веб-приложений.
— Будет ли востребована профессия тестировщика в будущем?
— Я думаю, что будущее 一 это мир сервисов. Люди будут использовать сервисы буквально для всего. Уже сейчас мы арендуем транспортные средства, заказываем доставку всего подряд на дом, и это только начало.
Многие, кстати, меня спрашивают, не вытеснят ли тестировщиков какие-то новые технологии. Допустим, автотесты с искусственным интеллектом существуют уже несколько лет. Но я скажу, что никого не вытеснят, потому что даже ручное тестирование до сих пор актуально. Например, в разработке мобильных приложений без ручных тестирований не обойтись.
Если говорить об автоматизации, то компьютеру всегда нужен человек, который будет как минимум писать и запускать эту автоматизацию. Поэтому я думаю, что перспективы тестировщиков, особенно автоматизаторов, прозрачны. Зарплата повышается буквально с каждым полугодием, это очень востребованная специальность.
— Какой совет ты бы дала тем, кто хочет стать тестировщиком?
— Главное 一 вы должны как можно больше практиковаться. На начальных этапах в тестировании кажется, что можно всё запомнить, только прочитав теорию. На самом деле это ошибка, опасный шаг, и без практики будет достаточно сложно даже пройти собеседование.
Если вы начали учиться и у вас что-то не получается с кодом, то просто отойдите, отдохните, вернитесь с новыми силами 一 возможно, идея сама к вам придёт. Или же вы всегда можете обратиться к старшим товарищам. Вот у нас, например, есть форум в GeekBrains, на котором вы всегда можете спросить про любую трудность, которая возникла.
В общем, будьте смелее и подумайте, что вам даст эта профессия. Это новое видение мира, много дополнительных приятных бонусов. Будьте смелее, потому что самые проактивные всегда лучше всех развиваются в IT-сфере.
Комментарии