Александр Чебыкин уже полгода работает Java-разработчиком в компании «Сбербанк-технологии». До этого он писал код на Фортране, работал над диссертацией в Институте прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и успел закончить две четверти в GeekUniversity. Этих знаний хватило, чтобы успешно пройти собеседования в Сбертехе и получить сразу два интересных предложения работы.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— В Сбертехе я работаю Java-разработчиком в отделе эквайринга, в команде клиринга.
Эквайринг — это оплата товаров и услуг при помощи банковских карт. Чтобы магазин мог принимать безналичный расчет, он заключает контракт с банком.
Команда, в которой я работаю, занимается клиринговым взаимодействием — это процесс безналичного расчета, выполняемого с привлечением третьего участника, клирингового субъекта (в данном случае Сбербанка). Когда покупатель оплачивает покупку через терминал, в системе банка формируется файл, в котором закодирована информация. Моя команда пишет всю систему клиринга. Одна из ключевых частей этого приложения — парсер. Это программа, которая считывает каждый файл и передает на дальнейший процессинг.
— Какие знания нужны, чтобы получить такой оффер?
— Если вы хотите писать backend корпоративных приложений, нужно хорошо разобраться в следующих темах:
- Java SE (Collections, многопоточность);
- Maven;
- Git;
- Linux OS;
- Spring (IoC, DI) — от джуниора обычно ждут общего представления, что это и для каких задач используется. Но знание этого фреймворка будет большим преимуществом при трудоустройстве и в дальнейшей разработке.
Могу поделиться вопросами, которые мне задавали во время собеседований на должность Java-разработчика:
- Как устроены ArrayList и LinkedList? В чем разница?
- Как устроены HashMap/HashSet?
- Что такое Deadlock (с примерами)? Как его избежать? Как убедиться, что в запущенном приложении он случился?
- Что вы знаете про жизненный цикл потока? Приведите схему перехода между состояниями;
- Как бы вы проводили ревью кода другого разработчика?
- Выполните умножение двух чисел, представленных строкой (пример):
String str = “239391391289323784827473442342” * “239391391289323784827473442342”.
— Как нашли эту работу?
— Она сама меня нашла. После первой четверти в GeekUniversity (факультет Android-разработки), когда достаточно изучил Java, я выложил резюме Java-разработчика на HeadHunter. Честно написал, что работал только с Фортран, что Java освоил самостоятельно и прохожу обучение.
Откликов было достаточно: я искал работу в Москве, где всегда много предложений для программистов. Начал ходить на собеседования, и первые были неудачными: часто задавали вопросы, на которые я затруднялся ответить. Например, как реализовать быструю сортировку. Уточню: в Java уже есть готовые встроенные методы, которые решают эту задачу. По сути, знание реализаций таких алгоритмов больше пригодилось мне на собеседованиях, чем при разработке.
После трех–четырех собеседований у меня сложилось понимание, как отвечать. Я стал увереннее, но приостановил поиски. Решил уделять больше внимания учебе, пошел на стажировку по Java-разработке в GeekBrains.
Чуть позже сотрудники кадрового агентства, с которым работает Сбертех, увидели мое резюме на HeadHunter и предложили пройти два собеседования. Первое — с командой в отделе кредитов. Вопросы, которые мне задавали, мы хорошо изучили на курсе «Java 3». Второе собеседование, в отделе эквайринга, проводил руководитель направления. На следующий день рекрутер позвонил и сообщил, что мне готовы сделать оффер. Позже поступило предложение и из первого отдела.
— Были какие-то сложности в первые месяцы работы?
— Команда, в которую я пришел, работала над проектом уже больше года. Было сложно сразу во всем разобраться. Хочу сказать одногруппникам, которые жаловались на количество кода в наших учебных проектах (например, когда мы писали сетевой чат в первой четверти): «Это вовсе не много кода!». Там было от силы 3 модуля по 20 классов в каждом. На момент, когда я подключился к работе своей команды в Сбертехе, в нашем рабочем проекте было около 20 модулей и сотни классов. Поэтому первый месяц на реальном проекте был для меня непростым.
К тому же, у меня не было представления, как устроен бизнес-процесс в компании. Стеснялся спрашивать — не знал, насколько глупыми могут показаться мои вопросы, и помогла только практика. Рабочий процесс складывался из двухнедельных спринтов: мне накидывали задач, и я потихоньку разбирался в проекте. Ещё увереннее почувствовал себя, когда пришел новый разработчик и мы уже вместе разбирались в том, как все устроено.
— Почему вы решили учиться программированию?
— Я закончил МИФИ, факультет теоретической и экспериментальной физики, по специальности «Прикладная математика и информатика». После вуза я полгода работал аналитиком в компании «Филип Моррис». Мне не нравились мои задачи: рутинная работа над статистикой и контроль того, как работают другие. На тот момент у меня не было четкого представления, чем хочу заниматься дальше. Увидел, что Институт прикладной математики проводит конкурс на место научного сотрудника — и пошел туда работать, поступил в аспирантуру.
Там я занимался разработкой, 70% из которой занимала матфизика и только 30% — программирование. За 4 года такой работы я понял, что физики с меня хватит — мне интереснее рассматривать задачи с точки зрения математики и программирования. Поэтому начал искать учебные программы для разработчиков.
Точно не знал, хочу заниматься корпоративной или мобильной разработкой или уйти в геймдев. У меня были базовые знания в Python и Java. Я работал только с простыми задачами, которые можно решить любым процедурным языком. Опыт разработки на Фортране дал мне неплохую базу, но объектно-ориентированное программирование пришлось осваивать почти «с нуля». Но я хотел развиваться и писать полноценные проекты.
— Почему поступили именно в GeekUniversity и выбрали факультет Android-разработки?
— До определенного профессионального уровня я не мог придумывать задачи сам. Хотел, чтобы мне их ставили опытные специалисты.
На тот момент программа GeekUniversity только запускалась. Было открыто три направления: веб-разработка, Android и iOS. Факультет Android-разработки выбрал методом исключения. iOS мне был не очень интересен, так как сам не пользуюсь техникой Apple и не обладаю нужными базовыми знаниями. Веб-разработку не рассматривал, потому что на тот момент не знал ничего о HTML, CSS, JavaScript. А вот моих минимальных знаний по Java для поступления на факультет Android-разработки было достаточно.
Я выбрал именно GeekUniversity, а не краткосрочные курсы, потому что хотел пройти полноценную программу, которая предполагает последовательное развитие на каждом этапе. В конце каждой четверти — проект, который можно выполнить под присмотром опытного разработчика и включить в портфолио. Привлекло и то, что компания гарантирует выпускникам трудоустройство.
— Какие впечатления об обучении в GeekUniversity?
— В целом, мне понравилось, как и в каком объеме нам давали материал. Были преподаватели и курсы, которым я до сих пор благодарен, а были темы, которые не особо запомнились и пригодились.
Понравился курс Алексея Степченко «Java 2». Он же показал, как писать игру под Android. На курсе «Java 3» преподаватель Николай Дмитриев подробно объяснил всю теорию, которая требуется на собеседованиях. Хочу отметить, что Николай лучше всех давал обратную связь по домашним заданиям — он обращал внимание не только на очевидные ошибки, но и расписывал замечания по стилю кода.
Из преподавателей по Android запомнился Станислав Хижняк — подробно и понятно объяснял нужные нам инструменты. С преподавателем первого курса по Android Александром Аникиным писали погодное приложение — он разложил «по полочкам» всю работу.
У меня были замечания к информации в методичках по некоторым курсам (иногда они были недостаточно согласованы с тем, что мы проходили) и к формулировке задач по курсовым проектам. Сообщил преподавателям — надеюсь, эти моменты доработают.
Когда пришёл в Сбертех и освоился, понял, что хочу профессионально заниматься разработкой корпоративных приложений. Появились мысли не доучиваться, потому что совмещать работу и учебу было непросто. Но решил пройти обучение до конца, чтобы создавать мобильные приложения в качестве хобби.
Рад, что сейчас знаю достаточно инструментов, чтобы самостоятельно ставить себе задачи по мобильной разработке. Еще год назад я даже не понимал, как устроены программные продукты, а сейчас могу написать мобильное приложение.
Пройти обучение
Комментарии