Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

развернуть

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Кадр из х/ф «Общество мёртвых поэтов»

Привет! Если вы открыли этот пост, вам наверняка интересна тема онлайн-образования. Мы, GeekBrains — это лишь часть большого рынка, где соседствует множество разных компаний. И-и-и… мы решили пригласить их в гости :) 

12 февраля к нам приехали методисты, преподаватели, HR и менеджеры из «Нетологии», университета «Синергия», Яндекса, iSpring, Школы 21, Skillbox и других проектов. Чтобы никто не скучал, решили обсудить три темы, близкие каждой компании на рынке онлайн-обучения:

  • Образование — это услуга?
  • Можем ли мы давать студентам гарантию на будущее после обучения?
  • Если образование — это услуга, то преподаватель — это товар?

Самые интересные тезисы собрали для вас в небольшой обзор.

Образование как услуга

Разговор про обучение начался с выяснения терминологии: важно было убедиться, что все мы говорим об одном и том же. Участники оттолкнулись от простейшей формулировки: «Услуга – это результат деятельности, в процессе которой поставщик предоставляет потребителю нечто, как правило, нематериальное». При таком подходе образование точно услуга.

Но с 1990-х годов, когда в гражданском законодательстве РФ возникло понятие образовательных услуг, учительское сообщество восприняло этот концепт как что-то обидное. И до сих пор многие работники госсектора говорят, что не хотят «быть продавцами». Бизнесу не всё равно, ведь студенты и преподаватели онлайн-площадок выходят из школ и университетов. 

Деньги vs «разумное, доброе, вечное». Образование в общем смысле — это не только обучение, но и воспитание, формирование личности, поэтому многие школьные учителя и вузовские преподаватели видят свою миссию в чём-то большем, нежели передача знаний за деньги. Они стремятся привить ученикам свои ценности.

Онлайн-площадки занимаются именно обучением: помогают студенту получить знания и навыки, сформировать компетенции — и, естественно, называют это услугой. Хотя и здесь у преподавателей высока нематериальная мотивация — возможность получить отклик и признание аудитории.

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Объект и субъект в образовании. В традиционной общеобразовательной школе ученик — это скорее объект: он не выбирает, что и как изучать, учиться ли вообще. В современных российских вузах ситуация аналогична: студенты могут добиться смены преподавателя, но для этого им нужно собрать бо́льшую часть группы и обосновать свои требования в деканате. Схожая ситуация с корпоративным обучением. Это услуга для работодателей, а для сотрудников – обязательство, которое надо выполнить, чтобы остаться в компании. Все эти отношения работают по схеме «объект – субъект».

Образование становится услугой, когда учитель и ученик равноправны и являются субъектами учебного процесса. Именно так всё работает в онлайн-образовании. Инициировать переход к другому преподавателю можно одним письмом специалисту поддержки, и причина может быть любой: о ней спросят, только чтобы улучшить качество услуг. Кстати, самой частой причиной смены преподавателя студенты называют личные предпочтения и желание попробовать другую подачу материала.

Конкурентный рынок против «данности свыше». Слово «услуга» применительно к образованию не нравится тем, кто не готов конкурировать в условиях рынка и предлагать студентам выбор. 

Но участники также отметили, что онлайн-курсы и вузы не конкуренты и выполняют разные задачи. Университеты заняты фундаментальным образованием и наукой: они учат работать с разными источниками, выстраивают систему знаний. А цель онлайн-курсов — как можно скорее дать учащимся необходимые навыки, подготовить к работе не за шесть лет, а за год-полтора.

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Преимущество онлайн-площадок в том, что они могут быстро реагировать на запросы рынка и адаптировать учебные программы под требования работодателей.

Но было бы неправильно упрекать университеты в неповоротливости.  Для государственного образования стандарты — это не просто механизм, который на всех давит. Это гарантия уровня подготовки, выражение ценностей и принципов. Система лицензирования, регулярные проверки — всё это ограничивают новаторские стремления вузов, но позволяет государству контролировать, во что оно инвестирует. Кроме того, надо помнить, что помимо IT есть области, которые полноценно не освоишь онлайн — например, медицина.

Обучение – услуга, которая требует участия клиента. Когда нужно постричься, мы идём в парикмахерскую, получаем услугу и оплачиваем её. В образовании всё иначе: результат сильно зависит от ученика и, чтобы «взять» знания, нужно заниматься. Площадка даёт условия для учёбы и позволяет оценивать её результаты, но не может напрямую загружать знания в головы студентов. Поэтому некоторые участники встречи подчеркнули, что обучение — это услуга, которая сама по себе даёт только половину результата и требует встречных усилий клиента.

Тем интереснее было обсудить, какую ответственность готовы брать на себя компании и что они могут обещать студентам.

Гарантии выпускникам: да или нет?

В GeekBrains эту тему обсуждают часто. Однажды мы сказали, что учим так, чтобы компании хотели взять студентов на работу. И действительно, при разработке учебного курса в GeekBrains, методисты исследуют не меньше ста вакансий по соответствующей специальности и фиксируют, что нужно уметь для трудоустройства. 

Гарантия трудоустройства — это привлекательная опция для студентов, но в обеспечении этой гарантии есть нюансы. Без достаточно активного участия ученика стопроцентная гарантия невозможна в принципе. Но важно, чтобы эти требования были прозрачны для учения, так что у GeekBrains, например, эти требования прописаны в отдельном параграфе договора.

Обычно, даже если человек в начале обучения расслаблялся, а ближе к концу обрёл мотивацию и решил, что хочет учиться и трудоустроиться, он может приложить усилия, досдать недостающее и сохранить гарантию, выполнив все условия из оферты.

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Иной путь выбрали, например, в «Нетологии». Гости из компании рассказали, что предлагают помощь в поиске вакансий, но ничего не обещают, так как отсутствие гарантий стимулирует студента брать ответственность за результат. 

Третий путь – предлагать гарантию трудоустройства после защиты «дипломного проекта» или прохождения практики. Сторонники этого подхода считают, что, если студент дошёл до этого этапа, значит, он уже может претендовать на вакансии. Но бывает так, что студенты не из России не могут пройти стажировку, потому что у них нет разрешения на работу в РФ. На этапе продаж таким ученикам объясняют сложности.

Преподаватели: кто они в системе онлайн-обучения?

Эту тему мы начали с почти провокационного вопроса «Преподаватель – это товар?». И получили в ответ множество мнений!

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Кто-то готов назваться товаром, потому что через онлайн-сервис он продаёт своё время, свои навыки. Каждая обучающая площадка стремится сотрудничать с известными экспертами. Имена и фото знаменитостей выносят на баннеры, что способствует продажам. Если преподаватель неизвестен, продать курс труднее. Но здесь возникают риски и противоречия.

Во-первых, пользователи могут быть недовольны тем, что не попали на поток к звезде или что знаменитость только читает лекции, но не даёт обратной связи по домашним заданиям. Проверкой обычно занимаются специальные кураторы.

Во-вторых, если мы что-то покупаем, то можем этим пользоваться. А в межличностных отношениях такие понятия неприемлемы – уместнее говорить о сотрудничестве.

Преподаватель – это не товар, а бренд. Человек работает какое-то время на имя, а затем имя начинает работать на него. Студенты откликаются на бренд, потому что хотят быть среди интересных людей – они приходят не только за знаниями, но и за профессиональным общением, эмоциями и повышением самооценки.

С юридической точки зрения, преподаватель продаёт свою экспертизу и навыки онлайн-проекту. При этом важно, что многие площадки разделяют спикеров, преподавателей и кураторов, проверяющих ДЗ. Спикеры — это всегда бренд, чья роль в продаже чрезвычайно важна. Кураторов студенты видят только в переписке, так что узнаваемость здесь не критична, но важны экспертиза и общительность. Каким бы умным ни был специалист, без коммуникативных навыков его ценность для студентов — а значит, и для образовательных проектов — падает.

Один из участников встречи предложил вот такое интересное определение: преподаватель – это канал донесения ценности, будь то знание, навык или образ мышления.

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

Преподаватель тоже пользователь учебной платформы. Он приходит в проект со своими целями, и это не только заработок. Например, многие специалисты параллельно с преподаванием стараются подобрать способных студентов для своей компании. Постоянный контакт площадки с преподавателем позволяет видеть его мотивацию, выяснять, в каких кейсах он добивается больших успехов, и приглашать на проекты в данной области.

Хорошему преподавателю важно, как построена учебная программа. Методист должен спроектировать обучение так, чтобы преподаватель не терял мотивацию. То есть учебный проект несёт некоторую ответственность за мотивацию преподавателей, но в основе, конечно, лежат их собственные цели, их отношение.

Зачем IT-специалисты преподают на онлайн-курсах? Глубинные мотивы у каждого свои, но HR-специалисты среди основных причин выделяют три:

  • Есть потребность делиться знаниями и нужен доступ к аудитории.
  • «Денег много не бывает».  
  • Нужно строить личный бренд, который в конечном счёте также позволит зарабатывать больше.

Проще говоря, самореализация, деньги и признание – в основе всего. Поэтому при найме преподавателя специалисты онлайн-площадок не лезут к нему в душу – достаточно знать внешние «объекты желания» будущего сотрудника, чтобы  мотивировать его в дальнейшем.

Образование — услуга? Преподаватель — товар? А где гарантии?

А что думаете вы?

Мы благодарны всем участникам встречи за то, что нам удалось отклониться от привычного ракурса «социальной эффективности» – обсудить каждый вопрос и с академической, и с «ученикоцентрической» точек зрения. Надеемся, такие встречи станут нашей доброй традицией.

А как вы считаете, в каком направлении должны развиваться образовательные онлайн-проекты? Важны ли вам гарантии трудоустройства и возможность получить сертификат после обучения? Вы больше ориентируетесь на учебный план, репутацию преподавателя или что-нибудь ещё? Поделитесь своим мнением, и вместе мы сможем сделать онлайн-образование ещё лучше!

 


Опубликовано 04.03.2020 в 20:41
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев