Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

развернуть

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

Продакт-менеджер отвечает за развитие продукта. Если кратко, это планирование, постоянное улучшение и оптимизация продукта на всех стадиях жизненного цикла. Если говорить подробнее, сюда можно отнести много сфер ответственности: исследования, маркетинг, разработку фич (и отказ от них), стратегию продукта, контроль качества и так далее.

Как уследить, во что именно нужно включиться прямо сейчас? Какие действия принесут продукту профит в ближайшее время или станут важны для стратегического развития? И главное, как определить, что из ценного, важного и критичного делать в первую очередь?

Для этого существует много фреймворков (другими словами — готовых методов) для оценки как текущей ситуации, так и будущих разработок и идей. В их основе лежат метрики, изменения в которых и скажут продакт-менеджерам, что именно нужно делать прямо сейчас.

Разберём самые популярные и универсальные фреймворки, которые может применить практически любой менеджер продукта. 

AARRR, или пиратские метрики

Одна из самых интуитивно понятных систем, которая удобно интегрируется с маркетингом. Используется преимущественно стартапами и компаниями при выходе на новый рынок или сегмент. Представляет собой воронку, по которой проходит пользователь от момента поиска продукта до оплаты или рекомендации друзьям. 

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

На каждом этапе воронки пользователь решает новую задачу, а значит, ждёт от продукта новой ценности и новых результатов. Поэтому каждый раз задача по удержанию пользователя будет видоизменяться, как и метрики, которыми будем измерять её успешность.

Этап

Задача

Возможные метрики

Acquisition — привлечение

Получить внимание пользователя

Количество лидов, установок, вовлечённых сессий

CAC

Activation — активация

Убедить пользователя «попробовать» продукт

Активация пробного периода, регистрация, запуск приложения

Retention — возвращаемость

Убедить пользователя вернуться в продукт

Retention 2,7,28

Sticky factor

Revenue — доход

Получить от пользователя плату за предоставление товара или услуги

Количество заказов

ARPU/ARPPU

Частота заказов

LTV

Referral — готовность рекомендовать

Получить от пользователя рекомендацию продукта, бренда

k-фактор

Упоминания бренда

Количество лидов по рекомендации

NSM (метрика «полярной звезды»)

Показатель основной ценности продукта для пользователей, по которому также можно понять, зарабатывает ли компания. С его помощью нельзя измерить, была ли эффективна новая фича и хорошо ли работает определённый этап в пути клиента. Он выступает в качестве основного индикатора продукта в долгосрочном периоде.

Например, для онлайн-магазина такой метрикой часто является LTV. А для онлайн-сервиса, который монетизируется за счёт рекламы, — MAU и количество активных пользователей в день. У Facebook это средняя длина сессии, а у Medium — доля дочитанных статей.

Не всегда метрика «полярной звезды» очевидна. Чтобы выбрать её правильно, нужно понимать, чем вы ценны для клиентов и на чём зарабатываете. Если ваш сервис отвечает за электронный документооборот, то для вас будет важно, каким количеством документов компания обменивается с вашей помощью. 

Иерархия метрик

Более сложная система работы с метриками, которая подойдёт, если вы — продакт большого продукта или экосистемы. Такая модель помогает упорядочить показатели, выявить зависимости и понять, работа с какой метрикой окажет наиболее существенный результат.

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

Иерархия метрик помогает разложить ключевой показатель успеха (чаще всего это прибыль) на более детальные метрики, а их — на ещё более мелкие. Благодаря этому: 

  • становится понятно, как изменение небольших процессов помогает улучшить общие показатели продукта;
  • видно, показатели каких метрик могут ухудшиться при улучшении другой метрики;
  • виден долгосрочный эффект даже краткосрочных изменений функциональности.

Кроме того, это полезное упражнение для каждого менеджера продуктов. Позволяет навести порядок в голове и бэклоге, увидеть задачи, которые ни на что не влияют, и отказаться от них.

Пирамида метрик

Иерархия метрик не всегда даёт однозначное понимание, какие из них являются более значимыми, какие — составными, а какие — промежуточными. Особенно сложно сориентироваться в самом начале. Чтобы избежать возможных ошибок, обратимся к пирамиде метрик.

Пирамида имеет пять уровней, расположенных по порядку от макроструктуры к микропроцессам. 

  1. В основе находятся бизнес-метрики, которые показывают, зарабатываем ли мы и эффективна ли наша бизнес-модель (считаем общий профит).
  2. Дальше идут метрики маржинальности, баланс которых напрямую влияет на профит. Следим за прибылью с каждого пользователя и каждой сделки, работаем над формулой LTV > CAC.
  3. Ценность продукта. На этом этапе мы должны быть уверены, что продукт решает основную задачу пользователя, с которой он приходит к нам. Если она решается хорошо, это залог готовности платить больше и дольше, что напрямую влияет на второй этап. Здесь подойдут любые метрики лояльности. 
  4. Метрики качества. Готовы ли мы гарантировать удобство и отказоустойчивость нашего сервиса? Чтобы измерить это, отслеживаем операционные процессы: оптимальность, безотказность, отсутствие багов и критических сценариев.
  5. Маркетинговые метрики. Как работают отдельные каналы и сегменты, успешны ли наши рекламные коммуникации — всё это учитывается с помощью CTR, CPA и т. д. 

Кстати, достаточно сложная иерархия, представленная в виде древовидной структуры, является по сути пирамидой метрик.

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

Прокси-метрики

Все предыдущие фреймворки работают в том случае, если есть накопленная статистика и данные можно свести в единую структуру. А если в продуктовую воронку попадает не очень много пользователей или речь идёт о выходе на новый сегмент или рынок, требуется получить часть данных искусственно. Другими словами, спрогнозировать на основании существующих цифр.

Показатели, созданные на основе реальных данных и используемые для бизнес-решений, называются прокси-метриками. Они позволяют работать в условиях недостаточных данных, но требуют участия хорошего аналитика. А зачастую могут быть применены только с помощью машинного обучения. 

Контрметрики

Контрметрики существуют для того, чтобы снизить риск гиперфокуса — когда вся команда работает на один-два показателя, от которых зависит успех продукта. При этом из вида упускаются сопутствующие процессы — а практика показывает, что именно с белых пятен начинаются проблемы в продукте.

Чтобы этого не было, необходимо связать каждую метрику с соответствующей контрметрикой: количество платного и органического трафика, число регистраций и последующих активаций аккаунта, количество покупок и возвратов. Если вы видите, что заказов становится больше, не забывайте контролировать, чтобы количество оплат не снижалось, а возвраты не увеличивались. Тогда рост заказов действительно будет для вас сигналом о росте или даже кратном росте продукта — значит, вы нашли свою аудиторию.

Метрики продукта, жизни, Вселенной и всего такого

Дополнительно

Все перечисленные методы предполагают, что вы построили в продукте полноценную систему метрик, отслеживаете их динамику и следуете заповедям data-driven. Они и правда часто выручают. Но не всегда есть возможность это сделать — многое зависит от компании и проекта. Ниже несколько несложных фреймворков с готовым набором метрик. 

Двигатели роста

Метод может использоваться как в начинающих продуктах, так и в тех, которые уже не поддерживаются настолько, насколько это необходимо. Заключается в мониторинге трёх показателей.

Возвращаемость

Задача: поддерживать интерес пользователей.

Показатель успешности: новые пользователи приходят раньше, чем уходят старые.

Виральность

Задача: мотивировать пользователей рекомендовать нас.

Показатель успешности: на каждого платного пользователя есть более одного бесплатного.

Маржинальность

Задача: оптимизировать затраты на поиск клиентов.

Показатель успешности: LTV > CAC.

Usability-метрики

Продукт считается удобным и хорошо выполняющим свою задачу, если можно сказать, что пользователи: 

  • эффективно справились со своей задачей;
  • удовлетворены промежуточным процессом;
  • достигли ожидаемого результата.

Для этого мы измеряем: 

  • количество успешно завершённых задач;
  • среднее время, которое требуется для решения;
  • количество багов, ошибок, проблем на одного пользователя;
  • субъективный индекс удовлетворённости.

Все показатели, кроме последнего, можно достать из статистики. Последний — качественный, отслеживается через опросы пользователей. Полученные показатели суммируем и следим за суммарным баллом в динамике.

Надеемся, вы сможете применить рекомендованные нами методы с пользой. Регулярный аналитический подход непрост, но точно окупается.

 


Опубликовано 03.09.2021 в 13:10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев