В статьях об управлении продуктами часто пишут о разнице между продакт- и проджект-менеджер — наверно, потому что звучит очень схоже. Если вы смогли в этом разобраться, то вот вам другая задача, со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать и в чём разница, разбираемся вместе с куратором программы курса Project Manager Дмитрием Васиным.
Кто чем занимается
Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: по его видению, стратегии, бизнес-цели. А владелец продукта — это роль в методологии Scrum, ответственная за достижение максимальной ценности продукта.
Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании. Он нацелен на развитие продукта, который с наименьшими вложениями принесёт наибольшую прибыль. Продакт-менеджер сфокусирован на долгосрочной стратегии, отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Здесь речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.
Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальной ценности продукта — как результата работы команды. И добивается он этого при помощи Scrum — фреймворка гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем занимается в команде, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели ясное представление, над чем работают и в какой последовательности будут выполнять задачи.
Почему возникает путаница
Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами: разработку стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает этот фреймворк, — приоритизация бэклога.
Есть подходы, где разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера, чтобы облегчить масштабирование. Например, SAFe — Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом (или связанными проектами) для пяти и более скрам-команд. Владелец продукта в SAFe — не то же самое, что продакт-оунер в Scrum, так что это только добавляет путаницы. Зачем тогда в Scrum вообще введена роль владельца продукта? Почему бы в фреймворке не использовать термин «менеджер продукта»?
Дело в том, что в 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от сегодняшнего. Менеджеры продукта делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Затем менеджеры продукта возвращались только для того, чтобы поставить задачу на внесение правок или помочь на этапе запуска.
Сейчас, при гибком управлении, все работает совсем иначе. Сотрудники, создающие продукты, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.
Сегодня Scrum применяется за пределами сферы разработки: в банках, ритейле, медиакомпаниях. Эти организации приняли такую систему, но у них традиционно нет команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. А диджитал-продукты есть: приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.
Чтобы начать работать гибко, в этом случае достаточно ввести должность продакт-оунера (владельца продукта). Scrum позволяет возложить эту роль на кого-то из команды — так что не придётся создавать целую группу управления продуктами и инициировать организационные изменения. Сотрудники бизнес-подразделений после обучения и инструктажа смогут выступать в качестве владельцев продуктов. Но в долгосрочной перспективе полезно выделять эту функцию отдельно.
На практике термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами — это две уникальные функции. Сравним рабочие задачи:
Менеджер продукта |
Владелец продукта |
|
|
Может ли продакт-оунер быть менеджером продукта?
Наверное, будет вечно продолжаться дискуссия о том, где заканчивается одна роль и начинается другая. Как и о том, действительно ли эти функции — просто два аспекта одной и той же должности.
Короткий ответ: да, владелец продукта может быть менеджером продукта — и наоборот. А если это всё-таки два разных специалиста, то крайне важно, чтобы они понимали, чем различаются их роли и обязанности.
Можно пройти международный двухдневный тренинг, чтобы называться владельцем продукта. Но проблема в том, что потом человек занимает должность менеджера по продукту — и не имеет ни малейшего понятия, что делать. Он на самом деле не понимает всего объёма своих обязанностей и не знает, как добиться успеха в работе.
Управление продуктом — это многогранная дисциплина, которую трудно освоить. Чтобы эффективно выполнять роль менеджера продукта, нужно быть лидером и уметь управлять жизненным циклом продукта, составлять его стратегии и исследовать рынок, формировать бизнес-модели и работать с финансовыми показателями.
Материалы для дальнейшего изучения
- Руководство по Scrum — исчерпывающее описание правил игры, ролей, событий, практик и ценностей. Это первое, с чего нужно начать изучение фреймворка.
- Product Manager vs Product Owner — статья одного из совладельцев компании Silicon Valley Product Group Марти Кегана. Он участвовал в разработке многих успешных продуктов, был старшим вице-президентом по управлению продуктами и дизайном в eBay, а до этого — вице-президентом в AOL и Netscape Communications, инженером-программистом в HP Labs.
- Описание ролей в SAFe — информация о гибком фреймворке, который позволяет использовать Agile-методологии в больших командах (от 50 человек).
Менеджер продукта — увлекательная профессия, освоить которую можно на факультете GeekUniversity. За 14 месяцев обучения вы вместе с дизайнером и командой разработчиков создадите свой продукт и на собственном опыте узнаете о множестве нюансов работы продакт-менеджера.
Пройти обучение
Комментарии