Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

развернуть

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Когда мы слышим слова «музыкальная обложка», невольно представляем образ, навеянный любимыми треками, исполнителем, эпохой. Музыкальная обложка — интересный феномен с точки зрения дизайна. Это попытка визуализировать абстрактный вид искусства — музыку. Не каждый дизайнер (да и сам артист) может в полной мере передать неуловимое состояние и облечь звук в конкретную форму. 

Но есть удивительные примеры того, как абсолютно осязаемое и реальное произведение — обложка — становится очень точным отражением абстрактных идей. Она как ориентир, который направляет нас в неизведанном мире музыки.

Небольшой экскурс в историю. Бессмысленно рассуждать, что появилось раньше: музыка или изобразительное искусство. Это сродни вопросу про курицу и яйцо. В любом случае искусство — это попытка человека делать нечто большее, чем просто выживать. Стремиться к ускользающему и неизведанному, но бесконечно прекрасному.

Не будем углубляться в философию, перенесёмся в Средневековье. Ведь именно тогда появилась нотная грамота — первый способ распространять музыку среди людей.

Пусть тогда она была простой и до нынешней точности было далеко — это уже был мощный канал коммуникации: музыканты могли передавать друг другу мелодию без сильных искажений.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Изображение нот григорианского хорала. Это не просто запись, а попытка сразу создать образ, настроить исполнителя на нужный лад. Выглядит впечатляюще

После конкретизации и обобщения нотного письма наступает эпоха прорывов в музыке. Расцветает барокко, появляются по-настоящему сложные полифонические произведения Баха. Звуконосители ещё не изобретены, а музыка едва начинает отходить от церкви и становиться светской. Люди слушали её на концертах, в театрах. К их ощущению музыки мы можем прикоснуться через литературу.

Спустя чуть больше 150 лет после Баха, в 1877 году, Томас Эдисон создаёт первый фонограф, а затем появляется и грампластинка. Вскоре она станет той, что до сих пор остаётся значимым носителем в музыкальном мире.

Изначально никто не не стремился украшать пластинки. На них была сухая информация об исполнителе и список композиций — на одной и другой стороне. Зачастую всю эту информацию можно было разместить на «яблоке» пластинки.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

«Яблоко» пластинки с основной информацией

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Пластинки 1940-х годов. Выглядят неплохо, особенно первая, но пока всё строится вокруг фотографии

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Пластинка, хорошо передающая дух времени. Коллаж как изобразительный приём вновь стал популярным в 50-х годах (поп-арт)

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Пластинки 70–80-х годов. Очень яркие — диско в разгаре

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Российские пластинки из 90-х. Классные, вдохновляющие и очень странные!

На большинстве этих обложек отсылки к содержанию музыки выстраиваются за счёт фотографий — иногда в сочетании с коллажированием. Не всегда точно и уместно подобран шрифт, а некоторые приёмы используются просто потому, что они были популярны на тот момент. Из-за этого пластинка теряет индивидуальный облик.

Следующую подборку обложек я разделила на две категории: 

  • сделанные только с помощью типографики (а это заметно выделяло их);
  • и особенно точно попадающие в свой жанр, образ и эпоху.

Начнём с типографики.

Ли Морган, «The Rumproller»

Создатель обложки, Рид Майлз — американский графический дизайнер. Он работал на Blue Note Record Label в 50–60-х годах — оформлял обложки альбомов для джазовых музыкантов. Творил в соавторстве с фотографом Фрэнсисом Вольфом. Работы Майлза были удивительно чистыми, так как он любил использовать только три оттенка: цвет бумаги, чёрный и красный (или оранжевый). Такой аскетичный подход позволяет его дизайну оставаться актуальным до сих пор.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Курт Вайл, «Wakin on a Pretty Daze»

Дизайнер обложки — Стив Пауэрс, уличный художник. Здесь типографика встраивается в пространство, начинает работать и меняться. По задумке обложка должна была выглядеть так:

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Но перед съёмкой место привлекло любителей граффити, и в итоге получилось так:

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Решили оставить второй вариант.

XTC, «Go 2»

Обложку разработали и выполнили в студии Hipgnosis. Это группа английских арт-дизайнеров, которая специализировалась на подобных заказах для релизов рок-музыкантов. Дизайн минималистичен. На конверте — эссе о том, как обложки альбомов используются для привлечения покупателей. Просто, честно и лаконично.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Radiohead, «In Rainbows»

Седьмой студийный альбом Radiohead. Дизайнер — Стэнли Донвуд. Эта обложка отличается от предыдущих у команды, но дух группы всё же сохранен. Описывая визуальное решение, Донвуд сказал: «Обложка очень красочная — в конечном счёте я воспользовался цветом. Это радуга, но она ядовита, токсична. Она похожа на те, что вы обычно видите в лужах». Группа решила не использовать обложку для цифрового релиза, а придержать её для физического носителя, к которому прилагается буклет с текстами песен и другие работы Донвуда.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Jethro Tull, «Thick As A Brick»

Оригинальная задумка — стилизация под газету. На развороте даже было задание с точками, которые нужно соединить (получается силуэт обнажённой женщины). 

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Alice Cooper, «School's Out»

Пятый альбом Alice Cooper посвящён школе. Обложка, созданная дизайнером Крейгом Брауном, напоминает крышку парты. А в первом тираже пластинок вместо конверта были бумажные трусики розового, белого и голубого цвета. 

Помимо прочего видим здесь классную работу с рукописным шрифтом: он точно соотносится с содержанием альбома.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

А теперь перейду к обложкам, которые мне кажутся очень концептуальными и просто классными.

Канье Уэст, «My Beautiful Dark Twisted Fantasy»

Обложку для этого релиза создавал художник Джордж Кондо. В поисках образа он полдня прослушивал альбом, а после быстро нарисовал пять работ — они мгновенно стали популярными. Все эти картины можно увидеть при покупке пластинки музыканта. 

Многие издания отказывались продавать альбом из-за слишком вызывающей обложки: для неё была выбрана работа, где изображён раздетый Уэст с бутылкой в руке, а на нём — крылатая женщина без рук.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Тогда родилась новая, абсолютно концептуальная обложка. Изображение просто перевели в пиксели, но контуры остались читаемыми и от этого стали ещё более провокационными. Такое заявление о формальной цензуре бросило вызов обществу и стало явной, глубокой отсылкой к любому виду дискриминации.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

А это другие варианты обложки:

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

А ещё Канье выпустил потрясающе красивую коллекцию платков: 

 

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках
Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Joy Division, «Unknown Pleasures»

Знаменитая работа графического дизайнера Питера Сэвилла. Меланхоличный и вместе с тем бунтарский образ группы воплотился в минималистичной и строгой обложке. Она и сегодня остаётся одной из самых узнаваемых в мире. 

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

«Unknown Pleasures» был колоссальным достижением и одним из самых влиятельных рок-альбомов в истории. Обложка — это изображение импульса умирающей звезды. Кажется, лучшего образа для Joy Division невозможно придумать.

Такое изображение нашёл гитарист Бернард Самнер в библиотеке Кембриджского университета. Питер Сэвилл сделал инверсию и поместил иллюстрацию в центр конверта. Обложка вышла в 1979-м и своей таинственностью привлекла не только фанатов группы. Альбом стал культовым, а Сэвилл прославился как создатель одной из самых популярных обложек в мире. 

The хх, «xx»

Ещё одна популярная английская группа, которая, казалось бы, не старается выделится и создать вокруг себя ажиотаж. Но таинственный образ, как и у Joy Division, сработал. 

Их первая обложка аскетична и проста, но при этом выразительна. Символ The xx быстро стал узнаваем (буква «x», четыре грани, четыре участника).

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

После первого альбома один из музыкантов покинул группу, но команда не стала менять знак. Неизменной остаётся форма, а фон меняется в зависимости от настроения группы.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Вскоре все участники стали отдаляться и работать над сольными проектами. Но успели вместе записать ещё два альбома. 

В 2015 году один из музыкантов группы, Jamie xx, выпустил дебютный релиз. Обложка отсылает к команде, но вместе с тем говорит об обособленности. 

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Обложка первого самостоятельного альбома Jamie xx

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

 

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Обложки синглов Jamie xx
 

Audioslave, «Audioslave»

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

«Идеи рождаются в процессе разговора с музыкантами или же просто от того, что ты пробыл какое-то время с группой, — в особенности сходил на концерт и прочувствовал, что это за музыка. Ведь во время записи это не всегда ясно, многое делается по частям». 

Сторм Торгерсон

На счету дизайнера Сторма Торгерсона множество удивительных сюрреалистичных обложек. Самые узнаваемые: Pink Floyd «Wish You Were Here», Black Sabbath «Technical Ecstasy», Pink Floyd «The Dark Side of the Moon», Muse «Absolution». Меня зацепила обложка Audioslave «Audioslave».

Перед дизайнером поставили непростую задачу — реализовать идею вечного пламени. И он предложил блестящее решение: огромную сюрреалистическую скульптуру огня посреди выжженного пространства. Возникают ассоциации с «Космической одиссеей» Стенли Кубрика — начальные кадры с пустыней и странным объектом, появившимся из ниоткуда. Фотография была сделана на вулканическом острове Лансароте: в ней воплощается идея вечного пламени, начала без конца.

Обложки Björk

Искренняя и пронзительная, с невероятным голосом и энергетикой, Björk как будто опережает своё время. Как и её обложки, где почти никогда нет типографики (исключение — первый альбом, который вышел, когда певице было 12 лет). На них только фото артистки, которые отражают настроение и суть релизов. Я не могу представить, какой шрифт был бы на них уместным. Даже самый современный набор будет выглядеть грубо, а классика — скучно.

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Как работают типографика и концепт в музыкальных обложках

Если вы заинтересовались дизайном музыкальных обложек, вот какие ресурсы я советую изучить:

 


Опубликовано 21.10.2020 в 23:44
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано 0 из 0)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев