В середине марта направление дизайна GeekBrains пополнилось ещё одним факультетом — свои виртуальные двери открыл факультет дизайна жилых и общественных интерьеров.
Рассказывает преподаватель факультета Ирина Сафонова — архитектор, исследователь, выпускница МАрхИ и Архитектурной ассоциации в Лондоне. Ирина проектирует не только здания, но также интерьеры и выставочные инсталляции, занимается предметным дизайном
Каким должно быть общественное пространство и как организовать его с учётом разных сценариев поведения людей – основные вопросы, которые решает дизайнер интерьеров. От его профессионализма во многом зависит, приятно ли нам приходить за покупками и услугами, на рабочее место или в зону отдыха.
Чем интересно это направление дизайна
Актуальность для бизнеса. Если интерьер ресторана учитывает специфику рабочего процесса и притягателен для посетителей, это повышает производительность и рейтинг заведения. То же самое с магазинами, фитнес-клубами и другими помещениями, где с помощью дизайна можно направлять поток покупателей, влиять на их поведение и повышать продажи.
Дизайн общественных интерьеров — это не только про красоту, но и про маркетинг, брендинг и айдентику. Специалист по общественным интерьерам умеет не только «делать красиво и функционально», но ещё и продавать с помощью дизайна.
Широкие возможности для самореализации. Дизайн интерьера напрямую воздействует на людей, даже когда они не задумываются об этом. С его помощью вы можете доносить свои идеи не только до ценителей архитектуры, но абсолютно до любого человека в принципе.
Для создания своего уникального дизайна сейчас вам доступна как никогда богатая палитра стилей. Последние сто лет дали миру столько дизайнерских идей, что многие из них в силу исторических причин остались не раскрыты. У вас есть шанс восполнить эти пробелы, и мы ещё поговорим об этом.
Постоянное развитие. В работе над интерьерами вы будете пользоваться средствами многих других направлений дизайна. Например, средства графического дизайна помогут вам структурировать общественное пространство и грамотно организовать навигацию по нему. А знания в области промышленного дизайна позволят лучше вписать в проект необходимую функциональность. Таким образом вы неизбежно будете развивать профессиональный кругозор, что повысит вашу ценность на рынке труда.
Основные тренды
Дизайн интерьеров эволюционирует почти так же быстро, как мода в одежде, хотя подразумевает сравнительно более масштабные и долговечные проекты. Интерес профессионального сообщества к тренду может угаснуть за полгода или растянуться на долгое время.
Чтобы создавать что-то уникальное, авторы берут всё лучшее из опыта предшественников. Поэтому сейчас трудно найти проект, выдержанный строго в одном стиле — превалирует эклектика с отсылками к предыдущим десятилетиям. В современных интерьерах есть и уже давно знакомые Mid-Century, и Hi-Tech.
Из актуальных направлений развития дизайна я бы выделила три самых популярных.
Павильон Германии в Барселоне. Источник
Минимализм — тот же, что и сто лет назад, когда по Европе шагал модернизм, функция была важнее формы. Обратите внимание на эстетику Apple – минимализм. Он применим не только к продуктам, но и к интерьерам – эффективно реализует разные социальные функции. Визуально его можно разбавлять яркой графикой, элементами других стилей и цветовыми акцентами. Минимализм одинаково подходит демократичному офису, модному ресторану, лобби реконструированной советской гостиницы и социальному жилью. Главный акцент здесь – на качестве материалов. В минималистичном интерьере они играют особенно ярко, создавая богатый и презентабельный вид. Посмотрите, например, на коворкинги премиального класса.
Скандинавский стиль и Бохо — это уютный, экологичный дизайн. Более популярный в жилых интерьерах, он также применим в небольших кафе и салонах красоты – всюду, где нужна расслабленная атмосфера.
Интерьер галереи математики в научном музее. Работа бюро ZHA (Zaha Hadid Architects). Источник
Технологичный дизайн – ориентирован на современный ритм жизни, удобство для человека, оптимизацию быта с одной стороны, и нестандартное восприятие пространства – с другой. Он подразумевает интерактивность привычных вещей и новый взгляд на них. Интерьер вовлекает посетителя в нужные вам процессы, например, с помощью технологии дополненной реальности (AR). Это уже вовсю используется в музеях, образовательных и развлекательных центрах. Актуальность этого направления в ближайшие годы будет расти — для этого есть и техническая база, и запрос общества.
Тренды в дизайне проходят следующий цикл развития: появление – пик популярности – спад интереса – возрождение в новом виде. Например, лофт, который недавно был «хитом сезона», в чистом виде вышел из моды. Нередко заказчики приходят и просят «сделать красиво и современно, но только не лофт». И сейчас этот стиль получает новую интерпретацию: индустриальный вид оживляют элементы других стилей.
Чему это учит? Любой стиль, который вышел из трендов и «набил оскомину», может работать и оставаться актуальным в новых прочтениях.
Что с дизайном в России
Если вы спросите людей на улице, кого из отечественных дизайнеров они знают, скорее всего, услышите только имя Артемия Лебедева. Вероятность того, что вам назовут дизайнера интерьеров, стремится к нулю. Бытует мнение, что у нас плохо с дизайном, и многие не подозревают, сколько в России классных интерьерных студий.
Проблема в том, что у нас нет преемственности в развитии собственного узнаваемого стиля — в силу объективных причин наш дизайн развивался скачкообразно. В 1920-е годы в СССР сформировалась очень сильная школа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Но во время войны и в послевоенные годы стране было не до дизайна, на этом не зарабатывали. Иначе ситуация складывалась, например, в Скандинавии, которую война затронула мало. Там была возможность планомерно развивать сам дизайн и отношение к нему.
Выражением настроений и возможностей послевоенной Европы стал модернизм, о котором мы говорили выше, и на котором выросло современное поколение. Средний европеец впитал вкус к дизайну с «молоком матери», чего не скажешь о людях, которые жили вне этой среды.
Многие заказчики в России не понимают ценности дизайна — не уверены, за что стоит платить. Из-за этого безвкусица процветает и пробивается то там, то тут, как сорняк.
Понимание эстетики развивается через воспитание вкуса. Когда человека с детства окружают эстетичные вещи, он привыкает к этому. А если мы говорим о дизайнере, ему важна ещё и сознательная «насмотренность». Когда следишь за лучшими работами, начинаешь понимать, как выглядит хороший дизайн. Чтобы поднять уровень восприятия дизайна в стране, важно популяризировать лучшие работы.
Чего не хватает российским студиям
У нас много визуализаторских бюро, которые делают визуализацию для студий, но зачастую там работают люди с техническим, нежели художественным мышлением. Дизайнеру трудно в точности донести до них все акценты, объяснить, как представить проект в лучшем виде — в выигрышном ракурсе, с оптимальным освещением. Это проблема, ведь реалистичная детализированная картинка помогает продавать.
Студиям сейчас нужны «универсальные солдаты», которые на любом этапе проекта успешно подключатся и адаптируются под актуальные условия. Например, с лёгкостью изучат новый софт и технологии, не побоятся того же BIM (информационного моделирования) и предложат нестандартное решение. Будущее за такими гибкими специалистами.
Пример информационной модели здания
Карьерная лестница и устройство команд
Путь дизайнера интерьеров и архитектора во многом схожи.
Помощник дизайнера (младший дизайнер) выполняет небольшие, но трудоёмкие задачи — имеет дело с мелкими чертежами и диаграммами, собирает референсы и стартовые материалы для проекта. Он также может реализовывать часть проекта под руководством более опытных коллег.
Дизайнер — специалист, у которого уже есть свои проекты. Отчитывается о работе руководителю.
Руководитель — выбирает общую стратегию и курирует проекты дизайнеров.
В маленьком интерьерном бюро обычно есть несколько дизайнеров, менеджер проекта, визуализатор (если его работа не на аутсорсе), ведущий дизайнер и технические специалисты, которые плотно занимаются чертежами и документацией.
Как дизайнерские бюро выбирают сотрудников
Чёткие требования в нашей профессии могут касаться технических навыков и знания софта, а в остальном всё зависит от команды и её философии. Поэтому советую всем, кто идёт на собеседование, внимательно смотреть на проекты команды. Если вы любите скандинавский стиль и настроены делать что-то уютное и зелёное, а идёте в бюро минималистов, где обожают серый и синий цвета, вы можете просто не вписаться.
Главное на собеседовании — быть уверенным в себе и показать широту своих возможностей: чем больше у вас выразительных средств, чем разнообразней вы умеете преподнести одну и ту же идею, тем ценнее вы для работодателя.
Как узнать больше
Ниже я собрала профессиональные ресурсы для погружения в тему. Они помогут вам понять, увлекает ли вас дизайн интерьеров и готовы ли вы посвящать ему своё время.
Telegram-каналы:
- Канал журнала Losko — публикует материалы о современной архитектуре и рассказывает о ведущих дизайнерах.
- Decor Cloud — ежедневная подборка актуальных интерьеров.
- Frgmnts — архитектурный канал с прекрасными примерами общественных интерьеров и зданий.
- ProDesint — практические советы опытного дизайнера и объяснение тонкостей.
- Design Hunters — подборка самых «вкусных» вакансий.
На кого подписаться в Instagram:
- @boconceptrussia – лента одноимённого бренда скандинавской мебели,
- @unikamoblar – ещё один модный скандинавский бренд с уютными и актуальными интерьерами,
- @minimalgoods – прекрасная подборка минималистичных предметов дизайна,
- @archdigest – дайджест архитектурного мира от журнала AD,
- @designboom – инстаграм известного онлайн-магазина Designboom,
- @archdaily – Insta-версия самого крупного сайта о современной архитектуре,
- @socialistmodernism – для души – канал, раскрывающий всю красоту советской архитектуры
Сайты о дизайне и архитектуре:
- designboom.ru
- elledecor.com
- admagazine.ru
- interior.ru
- wallpaper.com
- internimagazine.com
- archdaily.com
Другие источники вдохновения:
«Абстракция: Искусство дизайна» — небольшой сериал про жизнь и творчество топовых дизайнеров из разных областей. Особое внимание советую обратить на четвёртую серию — об одном из самых известных архитекторов современности. И на восьмую — о британском дизайнере Илзе Кроуфорд, которая пришла в профессию из журналистики.
«Гении дизайна» — несколько короткометражек BBC об индустриализации и рождении дизайна.
Ronen Bekerman Architecture & Interior Design Visualization Blog – подборка топовых архитектурных рендеров для насмотренности и вдохновения.
Факультет дизайна жилых и общественных интерьеров GeekBrains
Мы составили программу так, чтобы охватить все аспекты деятельности дизайнера и расширить кругозор студента. Занятия помогут развить вкус, и не только за счёт насмотренности, но и через постижение теории, истории дизайна.
Мы учитываем тренды рынка, затрагиваем на лекциях маркетинг, брендирование, айдентику, графический и промышленный дизайн, чтобы выпускник понимал заказчика и мог быстро подстроиться под меняющиеся условия.
Материал подаём интенсивно: максимум полезного за короткое время. В первые три семестра разбираем всё связанное с поведением людей и зонированием интерьера. Разрабатываем интерьеры для:
- кафе или ресторана,
- офисного пространства и коворкинга,
- торгового пространства.
В последней четверти изучаем создание многофункциональных пространств и делаем интерьер mixed-use пространства. Например, можно будет спроектировать лобби апарт-комплекса с дополнительной функцией — рестораном или магазином. Это позволит использовать полученные знания в условиях реально возможного проекта. Выпускник сможет увереннее браться за первые боевые проекты и лучше справляться с ними.
Надеемся, мы вас заинтересовали. Если остались вопросы — задавайте в комментариях. Ждём на факультете! :)
Комментарии