Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

развернуть

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Когда мы говорим о менеджерах в IT, то, как правило, в первую очередь упоминаем менеджеров проектов и продуктов. Но чуть реже среди вакансий встречается и такая позиция, как product owner — владелец продукта. И если границы зон ответственности между продактом и проджектом всё ещё обсуждаются, то владелец продукта — даже более дискуссионная роль.

Product owner? Это как product manager?

Основных интерпретаций здесь две. Первый вариант объяснения, чем отличается продакт-оунер от продакт- и прочих менеджеров, — методологический. В этой версии продакт- и проджект-менеджер — это специальности или должности сотрудников, а product owner — это роль в скрам-методологии. Таким образом, если команда работает не по Scrum, то и product owner’а там быть не может.

Другое толкование — более практическое и гораздо чаще встречается в реальной жизни, хотя не имеет методологического обоснования. Здесь роль product owner’а понимается буквально — владелец продукта. Схоже с продакт-менеджером, но ответственность за продукт более широкая и задач больше. Зачастую product owner совмещает роли продакта, проджекта и даже иногда аккаунт-менеджера и маркетолога.

В ряде структур он может быть единственным руководителем всех членов своей команды и иногда по статусу сопоставим с директором. То есть не «первый среди равных», как у продакт-менеджеров, а именно начальник — так бывает в организациях, где эта роль толкуется именно таким образом. Причём если в компании есть product owner, то это совершенно не исключает того, что в команде могут быть и продакт-, и проджект-менеджеры. Распределение задач и ответственности между ними может быть очень разным — всё зависит от компании.

Продакт-оунер на примере Sifox

Компания Sifox, где я сейчас работаю, создаёт и внедряет продукты для мобильных операторов. Наши заказчики — очень крупные компании по всему миру, а наши продукты — это технически серьёзные платформы с высокими требованиями по нагрузке и отказоустойчивости. Это не те вещи, которые можно сделать за неделю: каждая доработка занимает много времени, а каждое новое внедрение продукта у оператора требует значительных кастомизаций продукта, настроек и согласования деталей с заказчиками. Так что мы пришли к роли product owner’а (во втором значении) почти сразу. Расскажу, как она эволюционировала по мере роста компании.

Как это выглядело раньше? Когда продукты только создавались, а клиентов было не так много, во главе команды стоял product owner. Он определял стратегию развития продукта, руководил командой в процессе его разработки, курировал внедрения и взаимоотношения с заказчиками. По сути, он выполнял роли продакт-, проджект- и аккаунт-менеджера.

Продукты усложнялись, у них появилось несколько ответвлений и возможностей для кастомизации. Чтобы развивать их, потребовалось проводить больше исследований, анализировать много метрик, а также совершенствовать продукты технически: работать над надёжностью, масштабируемостью и так далее.

Заказчиков тоже прибавлялось — так что потребовалось гораздо больше усилий, направленных на внедрения, кастомизации, адаптацию продуктов и взаимодействие с клиентами. В результате роль продакт-оунерa трансформировалась, и за тот диапазон задач, которые раньше решал он один, взялись сразу несколько менеджеров.

Чем занимается product owner теперь

В зависимости от этапа развития продукта и собственных компетенций, в нашей структуре product owner может управлять командами и сам заниматься разными аспектами управления продуктом. Теоретически, вариаций могло быть с десяток. Расскажу, какие конфигурации команд и роли менеджеров представлены у нас.

Продукт на этапе идеи или гипотезы

В этом случае продукта как такового ещё нет — есть только предположение о том, что можно было бы сделать: чтобы это было реально технически и востребовано на рынке. Эдакий стартап внутри компании. Product owner в этой истории эквивалентен классическому продакт-менеджеру. Его задача — разобраться с имеющимся набором идей и гипотез и проработать их, изучая рынок, потенциальных заказчиков и пользователей. А ещё обговорить с технической командой возможности реализации, спрогнозировать бюджет продукта и сформировать план его создания — и здесь в первую очередь должны быть представлены способы верификации предположений. 

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Иногда для подтверждения гипотезы нужен прототип

По мере готовности продакт презентует результаты исследования и план действий перед «инвесторами» — руководителями компании. А они решают, стоит ли выделять ресурсы команды и продолжать работу над гипотезой. Здесь есть ещё одна особенность: продукты Sifox ориентированы на абонентов мобильных операторов, поэтому мы не можем просто так взять и разработать что-то новое, пока не продали это оператору. Так что недостаточно того, что продукт интересен компании, — нужно ещё убедить в его перспективности хотя бы одного клиента.

Продукт на этапе разработки

Когда гипотеза подтверждается и компания совместно с оператором решают сделать новый продукт, команда заметно расширяется — и менеджер уже становится полноценным продакт-оунером. Ему выделяются технические ресурсы, а задачи ставятся уже другого порядка.

Нужно детально описать, как будет выглядеть новый продукт: пользовательские сценарии, ограничения, крайние случаи, этапы реализации, метрики. По ходу этого процесса возникает куча больших и маленьких вопросов, и для ответа на большинство из них было бы правильно проводить отдельные исследования.

Это описание тоже важно до мелочей согласовать с оператором. У оператора есть свои продакты и другие заинтересованные сотрудники, например технические специалисты, и ни у кого не должно возникнуть противоречий в видении продукта.

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Согласования внутри оператора иногда принимают абсурдный оборот

Продукт нужно будет внедрить — то есть установить разработанное ПО в контуре оператора, интегрировать с множеством других систем, убедиться, что никакая логика не ломается, а система выдерживает нагрузку.

Ну и, чтобы было что внедрять, продукт всё-таки понадобится разработать — это отдельный важный процесс.

На ранних этапах (при создании MVP, например) или если продукт несложный, всё это может делать product owner — в Sifox именно так и было долгое время. Но в одиночку выполнять на высоком уровне все эти обязанности может оказаться непосильной задачей, поэтому некоторые из них владелец продукта может делегировать менеджерам. У нас обычно привлекается проджект для управления внедрением и разработкой, а продакт-оунер занимается остальными задачами. С проджекта спрашивает только результат, то есть является для него внутренним заказчиком.

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Примерно так выглядит product owner, который пытается выполнить все задачи самостоятельно 

Продукт на этапе развития

Когда первое внедрение продукта пройдено, а все гипотезы о его жизнеспособности и нужности подтверждены, продакт-оунер получает ещё обязанностей на свою голову.

Продукт нужно «упаковать» — то есть создать маркетинговые материалы: сначала их должен кто-то разработать, а потом поддерживать в актуальном состоянии.

Продукт нужно научиться реплицировать, масштабировать и продавать. То, какой вид приобрёл продукт в результате первого внедрения, может отличаться от того, что необходимо другим операторам. Например, для работы с голосовой почтой в Африке надо как минимум научить её говорить на местных языках. Важно понимать, какие детали продукта продавцы могут предлагать клиенту поменять, а что должны отстаивать в неизменном виде; какие аспекты продукта могут быть интересны тем или иным лицам, принимающим решения в структуре заказчиков. Каждая продажа — новое внедрение. Это очень времязатратный процесс, который, как правило, начинается внезапно и не терпит промедлений.

Каждое новое внедрение пополняет копилку клиентской базы продукта. И за каждым оператором, где установлен наш продукт, нужно следить: проверять отчётность, выставлять счета, предлагать дополнения и расширения, своевременно отбиваться от сравнений с конкурентами. Чем больше клиентов, тем больше такой работы.

Продукт нужно развивать. Появляются новые идеи по улучшениям и выручке, зачастую что-то предлагают сами заказчики. Каждую такую идею нужно обсчитать, принять решение, а в случае необходимости — разработать и внедрить новую фичу.

Помимо бизнес-развития есть ещё и техническая сторона решения: продукт нужно постоянно поддерживать, вовремя расширять инфраструктуру и реагировать на обращения операторов и аварии. Со временем может потребоваться переработка модулей, может остаться какой-то техдолг. Продакт должен быть в курсе происходящего.

Список можно продолжать более мелкими задачами. Но, думаю, уже понятно, что одному человеку тут не управиться. Когда заказчиков было не так много, я сам пытался успеть всё. Но это плохая практика — делая хорошо что-то одно, продакт-оунер не может уделять должное время и внимание всему остальному, и продукт от этого в любом случае пострадает. Поэтому часть задач важно вовремя делегировать, иначе получится как на картинке.

Профессия product owner: обязанности и роль в команде

Вот так выглядит продукт, product owner которого пытался выполнить все задачи самостоятельно

В Sifox для продуктов на этом этапе сложилась следующая конфигурация: 

  • Продакт-менеджер анализирует метрики, формулирует гипотезы, проводит исследования для их проверки, а также формирует итоговые требования к новым функциям продукта.
  • Проджект-менеджер руководит внедрениями продуктов и разработкой тех новых возможностей, которые описывает продакт. Также проджект выполняет роль технического пресейла: выявляет все кастомизации, необходимые для внедрения продукта конкретному оператору, и формируют таким образом скоуп проекта.
  • Аккаунт-менеджер в первую очередь ищет новых клиентов. Но его задача — не просто найти возможность для продажи, а довести её до подписания контракта. Потом, уже после внедрения, он поддерживает корректность и регулярность счетов, следит за удовлетворённостью заказчика.
  • Менеджер по маркетингу помогает проводить исследования и готовит материалы по продукту: описания, презентации, калькуляторы и многое другое. Их нужно довольно много, а ещё они нуждаются в постоянном обновлении.

При этом роль product owner’а по-прежнему сохранилась у нас в компании. Он главный по продукту, в развитии которого участвуют менеджеры. Фактически продакт-оунер руководит всей этой командой.

Какие компетенции важны для продакт-оунера

Диапазон полезных для владельца продукта компетенций сопоставим с количеством его обязанностей. В первую очередь отмечу широкий кругозор, способности к долгосрочному планированию и в то же время к решению текущих мелких задач. Во многом product owner’ы совмещают качества продакт- и проджект-менеджеров:

  • амбициозность и целеустремлённость;
  • навыки проведения исследований и интервью;
  • лидерство и работу с командой;
  • проведение переговоров и презентаций;
  • аналитику, работу с данными;
  • способность описывать требования и сценарии работы продукта;
  • умение правильно реагировать на сложности и неудачи.

Всё это можно воспитать в себе, хоть и потребуется немало времени. Лучше всего эти навыки нарабатываются с опытом — а чтобы его получить, начать можно с ролей попроще. Дерзайте!

 


Опубликовано 24.11.2020 в 22:23
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru

Последние комментарии

нет комментариев