— Привет, Илья! Расскажи, где и на кого ты учился после школы?
На финансового менеджера. Специальность тогда выбрали за меня. Я хотел быть поваром, но отец сказал, что это не профессия, и я пошёл в финансисты. Пытался поступить в Плешку, но в августе, когда набор в вузы почти закончился, сообщили, что мне не хватило двух баллов по английскому.
Пришлось бежать в вуз попроще, где меня приняли. После двух лет учёбы перевёлся в Российскую академию предпринимательства, где в итоге получил диплом (какого-то цвета), затем там же окончил аспирантуру, тоже по финансовому профилю.
— Почему не получилось поработать по полученной специальности?
Отказы работодателей были банальными: ссылались на то, что у меня нет опыта, практики мои им не подходили. Может, нужно было во время учёбы забить на лекции и работать по специальности? Такая у них логика, что ли... Работать я начинал с «Макдоналдса», затем был банк «Тинькофф», а потом пошли страховые компании.
— Где ты работал, когда пришёл в GeekBrains?
В компании «ПИК», в отделе продаж. Взаимодействовал с должниками, составлял дополнительные соглашения. У меня хорошо получалось вести диалог с людьми, которые пропускали платежи по договору.
В общем, я возвращал деньги, которые клиенты иногда забывали платить. Не путайте с коллектором: я не выбивал долги, а объяснял, почему нужно заплатить, и что будет, если этого не сделать.
— Если получалось неплохо, чем же не нравилась работа?
Всё просто: работа была бестолковая. Развития никакого, мозги не задействованы. Я всегда любил создавать, созидать, так что это не мой вариант. Фронтенд позволил мне творить, работать головой, включать логику — вёрстка и написание кода требуют этого.
— Когда пошёл на курсы, были страхи и опасения, что не получится задуманное? Учиться-то нужно было с нуля.
Страхов и опасений было много! Из родных поддерживала только жена и её родители. Мои же говорили, что я безумец. В 27 лет, имея семью и ребёнка, рисковать всем ради какого-то там программирования. Все вокруг сомневались в том, что из этого что-то получится. Говорили, что я живу иллюзиями.
В голове то и дело крутились мысли о том, что у меня не получится, что это всё фантазии и нужно остановиться, пока не поздно. Один из главных вопросов, которые меня мучили: как я смогу вернуться к своей менеджерской жизни после неудачи?
— Случалось ли во время обучения, что тебе не хватало подготовки, базовых знаний, чтобы разобраться в теме? Что делал в таком случае?
Такое было постоянно. Это напоминало клубок, который вместо того, чтобы распутываться, только увеличивался. Одно цеплялось за второе, второе за третье, и понеслось. Помогало только одно — заставлять себя садиться за учёбу снова и снова, пока не получится. Как ни странно, через какое-то время понимание приходит и решение находится. Это поразительно, честно!
— Что было самым интересным во время обучения, какие задания нравилось выполнять?
Мне очень понравился курс вёрстки от Алексея Кадочникова: там мы увидели, как макет визуализируется и делается кликабельным. Ты как художник: создаёшь картину, оживляешь её.
Ещё запомнился курс по JavaScript от Павла Тарасова. Он очень хороший человек и преподаватель, действительно переживающий за своих учеников. Любая просьба о помощи всегда находила отклик. Даже сейчас он всегда исчерпывающе отвечает на мои вопросы.
— Есть мнение, что вот так взять и освоить IT-профессию, если нет склонности к математике, очень сложно. Ты ведь прошёл такой путь, что можешь по этому поводу сказать?
Это действительно сложно, но возможно. Чем вам может помочь знание математики, в том числе высшей? Самое основное — логикой и алгоритмами. Зная разные варианты алгоритмов и владея базовой аналитикой, проще разобрать задачу на составляющие и найти к ней подход.
Частая проблема — это желание решить задачу в лоб, не стараясь разложить её на подзадачи. А алгоритмы помогают в фильтрации данных, с которой я сталкиваюсь почти каждый день.
— Ты же работал во время учёбы, как всё удавалось совмещать? Ведь на тебе ещё семья, ребёнок.
Как и 70–80% слушателей, я учился во время стандартной пятидневной рабочей недели. График у меня получился просто дикий, было тяжело. Совет здесь один: забивать на всё, спать меньше, делать больше. Не тратить время в поездках на чтение новостей, игры в смартфоне и прочую чепуху, а смотреть лекции, читать методички. Как сказал Шварценеггер: «Работайте не покладая рук! Не существует никакой волшебной таблетки!»
Также нужна опора — человек, который не даст отчаяться, всегда будет рядом, будет верить в тебя, даже если больше никто не верит. Для меня такой опорой была и остаётся моя жена.
— Расскажи, где и как искал новую работу.
Искать я начал сразу после того, как окончил продвинутый курс по вёрстке. Когда приступил к JavaScript, стали поступать предложения по вакансиям верстальщика. Правда, зарплату предлагали такую, что нам бы не хватило даже на элементарные вещи, поэтому я отказывался.
В итоге, когда я окончил базовый курс по JS и курс профессиональной вёрстки, мне повезло почти случайно найти работу прямо у себя в компании, но в IT-подразделении. Из группы «ПИК» я перешёл в «ПИК Digital».
— Как это произошло?
Это действительно интересная история. У нас есть чат в одном мессенджере, который нельзя называть. Там сотрудники постят фоточки объектов, которые строит группа «ПИК». Каждый месяц жюри отдела маркетинга выбирает лучшее фото и объявляет победителя. Просматривая ленту однажды вечером, я увидел снимок, который показался мне недооценённым — к нему был только один одобряющий комментарий. Мне стало интересно, кто его написал. Перейдя в профиль, я увидел подпись: «Front-End teamlead “PIK-Digital”».
Меня как будто кто-то подтолкнул. Я подумал, что, возможно, это мой шанс, нужно попытаться. И написал ему, причём без особой надежды на результат, так как предыдущие попытки выйти на отдел фронт-разработки заканчивались неудачами. Но он ответил. Я рассказал о себе, своих навыках, показал учебные и коммерческие наработки, кинул ссылку на Git. Тимлид сказал, что со мной свяжется HR. И да, всё получилось.
— Чем занимается твоё подразделение?
В «ПИК Digital» мы разрабатываем системы, сайты, мобильные приложения, ботов и хранилища данных, которые помогают нашим коллегам создавать лучшие дома. Я прошёл испытательный срок и работаю уже около 5 месяцев.
— Как вливался в процесс и адаптировался на новом месте?
Мне дали проект, ментора, стайл-гайд и время, чтобы освоиться. Через дней пять появились первые задачи. В компании работают на Angular, но я на тот момент ни с одним из фреймворков ещё не работал, и это был тёмный лес для меня. Сказать, что мне было сложно, — ничего не сказать. Но я знал, что главное — не опускать руки и биться, пока не будет результата. Мой тимлид очень помогает мне адаптироваться и учиться.
— Каковы твои обязанности на работе?
Я исправляю ошибки, которые находят тестировщики, обновляю дизайн страниц и компонентов, добавляю новые возможности для уже существующих элементов, а также создаю новые функции с нуля.
Задачи постепенно усложняются: сейчас, например, я разрабатываю админку для IT-команд. Каждая задача уникальна, в некоторых приходится разбираться долго, так как чужой код читать сложно. Но полезно — очень многое удаётся почерпнуть именно из него.
— Много приходится изучать нового?
Каждый день встречаю что-то новое, редко удаётся идти по хоженым тропам. Стараюсь посещать все конференции по Angular и фронтенду, в свободное время смотрю лекции, читаю Habr, Medium. Много знаний даёт сама работа на реальном проекте в команде.
— Родственники в тебя не верили, а теперь что они говорят?
У меня есть младший брат, который живёт с родителями. Месяца три назад он мне сказал, что родители считают, что я их обманываю, когда говорю, что устроился работать программистом. Они подозревают, что вместо этого я сижу дома и бездельничаю. На прошлой неделе мама спросила, как у меня дела с работой. Я сказал, что потихоньку вливаюсь. На это она ответила, что вливаюсь я подозрительно долго, и давно пора было бы уже влиться. Я решил просто промолчать.
— Зарабатываешь сейчас как? Больше или меньше, чем когда работал с должниками?
Если честно, я просел в зарплате: стал получать на треть меньше, чем раньше. На собеседовании меня спросили, что я буду делать, если мне предложат зарплату скромнее, чем у меня была на тот момент. Я сказал, что продам машину. Интервьюеры очень удивились — как же так? Всё ради мечты.
Машину действительно пришлось продать: каждый месяц пополняю недостающую часть бюджета из этих денег. Это был осознанный шаг, о котором я не жалею. Я получил намного больше, чем удобство перемещения. Надеюсь, в этом году уже смогу рассчитывать на повышение оклада.
— Похоже, ты доволен, что сумел сменить профессию?
Да, это одно из основополагающих решений в моей жизни. Теперь мне нравится моя работа: она позволяет раскрываться и самореализовываться. Главное — я не устаю от неё!
— Как хочешь развиваться дальше?
Хочется научиться свободно работать на Angular, становиться всё более полезным для компании, изучать новые фреймворки и технологии. Мечтаю прокачать свой английский и съездить на европейские конференции по фронтенду. Хочу добиться такого уровня, когда смогу передавать свой опыт новичкам, как сейчас это делают мои коллеги для меня.
На курсах фронтенд-разработчика в GeekBrains вы, как и Илья, сможете овладеть HTML, CSS, JavaScript, ReactJS и основами работы с базами данных — в общем, всеми инструментами для того, чтобы начать работу по специальности. Ждём вас!
Комментарии