Мечтаете найти новую работу, но не понимаете с чего начать? Недавно мы проводили Open Space, где на открытых вебинарах по программированию, дизайну, менеджменту, маркетингу и аналитике рассказывали как раз о том, что можно ожидать от разных диджитал-профессий.
Если вы не успели на Open Space, не беда — мы будем понемногу делиться выступлениями. Начнём в этом посте с одной из самых важных тем — с выбора профессии в IT. Об этом рассказал Александр Скударнов — EdProduct направления «Программирование» GeekBrains.
Рынок труда в IT
Специалисты в сфере IT востребованы на рынке. На основе исследования hh.ru к концу 2019 года сфера IT занимала четверть имеющихся на рынке вакансий. На иллюстрации выше показано деление по отраслям. Так что с уверенностью могу сказать: вам точно хватит места!
Динамика зарплат
Согласно исследованию hh.ru, с 2016 года оклад IT-специалистов растет. Стоит отметить, что со временем технологии устаревают, что влечет за собой колебание спроса и уровня вознаграждения специалиста. Но общий уровень спроса на специалистов в IT-сфере высок даже во время пандемии.
Распределение вакансий по требованиям к опыту
График распределения вакансий наводит на вопрос: как найти работу без опыта? Согласно все тому же исследованию hh.ru, начинающих специалистов охотнее всего берут в data science, далее идут разработка на PHP и тестирование. Сложнее всего новичкам попасть в фулстек-разработку и 1С.
Как образовательная площадка, GeekBrains стремится к тому, чтобы студенты попадали именно в синий блок, преодолевая одну из самых распространенных проблем: без опыта на работу не берут, а получить его негде, потому что работы нет.
Создание IT-продукта
Для начала разберём этапы развития IT-продукта.
- Гипотеза или идея продукта — причём здесь мы можем говорить даже о продукте внутри компании, то есть каком-то IT-решении проблемы, возникающей у сотрудников компании.
- Качественная и количественная проверка гипотезы — опытный продакт-оунер должен на этом этапе проверить актуальность решения.
- Создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) — при минимальных затратах на разработку или без разработки вообще.
- Масштабирование проекта — при успешном завершении предыдущих шагов и по результатам определения целевой аудитории
Продакт-менеджер — человек, отвечающий за создание новых продуктов, анализ рынка, ассортиментную политику, ценообразование, продвижение продукта, планирование KPI, формирование требований к продукту, определение назначения продукта.
Источник: phary.org
Навыки продакт-менеджера формируются из разных представлений о продукте:
- Представлений пользователей — нужно понимать, как грамотно разработать маркетинговую стратегию;
- Представлений разработки — продакту не обязательно иметь навыки разработчика, но нужно понимать как грамотно поставить задачу для этих людей.
- Представлений бизнеса — нужно знать, как вывести продукт на рынок так, чтобы это было полезно бизнесу.
Дизайнер продукта визуализирует пользовательский интерфейс, проектирует его эстетические свойства
Диджитал-маркетолог занимается онлайн-маркетингом — это таргетированный или интерактивный маркетинг товаров и услуг, использующий цифровые технологии для привлечения потенциальных клиентов и удержания их в качестве потребителей. В маркетинге большое количество направлений и ролей.
Фронтенд-разработка — это програмирование видимой в браузере клиентской части сайта. Фронтенд создаёт, редактирует и оптимизирует сайты, посадочные страницы, интернет-магазины и социальные сети.
Бэкенд-разработка — отвечает за внутреннюю часть сайта. Примерный список хард-скилов бэкендера выглядит так:
- Языки программирования: PHP, Ruby, Python, Java, JavaScript / Node.js, Go;
- Принципы ООО (объективно-ориентированное программирование);
- Фреймворки выбранного ЯП;
- Базы данных MySQL, PostgreSQL, MongoDB и другие;
- Принципы работы UNIX-систем;
- Компьютерные сети;
- Алгоритмы и паттерны.
Мобильные разработчики отвечают за приложения для мобильных устройств на iOS и Android — смартфонов, планшетов или более специфических девайсов.
Тестирование IT-продукта
Тестирование (QA) — это процесс обеспечения качества программного продукта на всех этапах разработки. Сюда входят следующие навыки:
- Ручное тестирование;
- Автоматизация тестирования;
- Тест-анализ;
- Нагрузочное тестирование;
- Тестирование безопасности;
- и другое.
Обеспечение IT-продукта данными
Data Science — это набор дисциплин, отвечающих за анализ данных и поиск оптимальных решений на их основе:
- Аналитика;
- Статистика и математика;
- Программирование — наиболее востребован язык Python;
- Машинное обучение и глубокое обучение — обучение нейросетей, распознавание текстов, распознавание речи, распознавание зрительных образов и т.д.
Создание инфраструктуры
DevOps-инженер контролирует все этапы создания проекта: написание кода, тестирование и выпуск продукта, контролирует отделы разработки и администрирования плюс автоматизирует выполнение их задач, внедряя различные программные инструменты. Минимальный набор знаний и навыков девопса:
- Методология DevOps;
- Администрирование ОС Windows и Linux;
- Инструменты автоматизации — Chef, Puppet, Ansible.
Обеспечение информационной безопасности
Специалисты по кибербезопасности предупреждают и расследуют киберпреступления, организуют пентесты — проверку безопасности путем моделирования атаки, защищают информацию от утечек.
Как же войти в IT — первые шаги
1 шаг: выбираем направление.
- Анализируем описание вакансий.
- Выделяем 1 месяц на обучение.
- Проходим бесплатные интенсивы, тесты, читаем статьи, каналы.
2 шаг: учимся делать MVP.
- Реализуем пет-проект, с помощью которого вы сможете продемонстрировать свои навыки.
- Применяем теоретические знания на практике.
3 шаг: находим ментора.
Ментор может сильно помочь в профессиональном развитии, дать обратную связь, критику, дать направления для дальнейшего развития.
4 шаг: командная работа
- Ищем единомышленников.
- Входим в профессиональное сообщество.
- Прокачиваем soft skills.
Какие навыки нужны и как их развивать?
Важно помнить, что обучение — это двусторонний процесс. Мало просто посмотреть вебинар — нужно выполнять домашки, читать дополнительную литературу, методички, задавать вопросы преподавателям и наставникам, занимать проактивную позицию.
И ещё один важный момент: навык нельзя купить. Получение навыка — это всегда длительный процесс проб и ошибок, он не появится у вас только лишь из-за того, что вы заплатили за курс.
На что стоит обратить внимание при выборе обучения?
Ещё один важный вопрос, ведь обучение стоит денег, и выбросить их на ветер не хочется. Впереди большой список важных факторов — мы постарались собрать по максимуму.
- Формат курса: синхронный, асинхронный, смешанный.
- Расписание.
- Программа — стоит заранее подготовить матрицу навыков по выбранной профессии и сравнить её с программой обучения.
- Единый уровень подготовки — нужно оценить, насколько ваш уровень соответствует программе обучения, есть ли возможность при необходимости пройти подготовительные курсы.
- Интенсивность обучения.
- Учебные материалы: лонгриды, методички, презентации, видео, подкасты.
- Софт-скилы, требуемые в профессии.
- Преподаватели — их позиции и опыт в нужной сфере
- Системы поддержки студентов: наставники, менторы, тьюторы.
- Коммьюнити студентов.
- Наличие и строгость дедлайнов в обучении.
- Практика: объем, формат, разнообразие.
- Проекты в портфолио.
- Формат обратной связи.
- Дополнительные активности: факультативные курсы, хакатоны, митапы, круглые столы, дни карьеры, кейс-соревнования и др.
- Стажировки.
- Командная работа.
- Инфраструктура: стенды, лабораторные, ПО.
- Организатор курсов, его опыт и авторитет.
- Трудоустройство: алгоритм, обязательства компании, работа отдел трудоустройства, период помощи.
- Возврат денег.
- Партнеры компании.
Трудоустройство. Что такое продакшн?
Когда на собеседовании вам задают вопрос об опыте, то имеют в виду опыт в продакшн-среде. Это рабочее окружение, в котором производится работа с реальными клиентами и актуальными данными. В широком смысле продакшн-среда включает следующие условия:
- работу на бизнес;
- сроки и дедлайны, риски и приоритизацию;
- мультифункциональную команду — продактов, проджектов, дизайнеров, QA, бэкендеров, фронтендеров, девопсов и т.д.;
- методологии разработки;
- наличие легаси кода;
- быстрое обучение на месте.
Как получить продакшн-опыт на обучении
Есть немало способов:
- стажировки;
- командная разработка проекта по методологиям;
- В2В-интеграции;
- отдельные курсы по продакшн;
- взаимное ревью;
- хакатоны, марафоны;
- буткемпы;
- менторство, живые встречи с преподавателями.
Подведём итог. Все профессии в IT востребованы на рынке и выбирать стоит лишь в зависимости от ваших предпочтений и навыков. А развить ваши навыки и приобрести новые вы можете на образовательных курсах.
Комментарии