Это новая статья из гайда «Как начать карьеру в IT и digital». Какие новые правила принесла на рынок digital-отрасль и как изменилось трудоустройство, нам помогла узнать ex-HRBP GeekBrains Катя Ковалевская.
IT-индустрия продолжает менять мир. Многие хотят попасть сюда и строить карьеру в изменчивой digital-среде. Здесь свои правила найма и своя корпоративная культура. При этом от сотрудников требуют больше опыта и практических навыков, чем годом ранее. Число вакансий для начинающих специалистов сократилось на 30–40%, что усилило конкуренцию за начальные позиции более чем в 2 раза. Это неудивительно — волна сокращений в период пандемии выпустила на рынок большое количество сильных специалистов.
Как быть начинающим специалистам
Ещё пять лет назад в digital попадали практически без опыта. Специалистов было мало, а хороших специалистов — ещё меньше: их никто не учил. Брали смелых и любопытных.
Сейчас такие школы, как GeekBrains, набрали обороты, а маркетинг, продуктовый дизайн и аналитика данных изучаются и в фундаментальных вузах. Профильное образование уже не является обязательным, но многие hard skills можно получить только во время учёбы, поэтому на первые позиции выходит онлайн-образование.
Возьмут ли без опыта
Digital до сих пор открыт для новичков. Можно начать карьеру сразу после получения диплома или перейти сюда из другой сферы, если есть похожие скиллы. Например, маркетологи, клиентские менеджеры, аналитики часто обладают нужными навыками ещё до прихода в эту сферу.
Для начальных позиций hard skills не требуются, поэтому практически у каждой крупной корпорации есть своё представительство в технических вузах — студентов приглашают работать уже с 4–5 курса. Здесь действует принцип Парето: первые год-два работы усилия сотрудника приносят только 20% результата для компании, зато остальные 80% работают на его собственный рост и развитие. Но, быстро обучившись, сотрудник растёт и как никто другой знает свой проект изнутри.
Самыми важными навыками у джуниоров компании считают soft skills, в число которых входят
- системное мышление,
- когнитивная гибкость,
- эмоциональный интеллект и креативность.
Новые профессии создаются каждый день
На самом деле нет, но правда где-то неподалеку. Чем быстрее и шире развиваются технологии, соцсети, искусственный интеллект, тем больше новых профессий и специализаций возникает. UX-редактор (отвечает за тексты в интерфейсах), моушн-дизайнер (дизайнер анимаций), дабл-клик-менеджер (специалист по работе в Google DoubleClick), аналитик обучения, инфлюенс-маркетолог (специалист по работе с лидерами мнений) и другие ещё недавно не существовали в принципе. А больше половины сегодняшних школьников будут работать по профессиям, которые ещё не придуманы.
Показательно, что в топ-10 востребованных профессий 2020 года вошли профессии, которых не было еще 10–15 лет назад: аналитики данных, маркетологи, аккаунт-менеджеры, дизайнеры продуктов.
В свою очередь до 80% молодых специалистов с гуманитарным образованием не могут найти работу по специальности после окончания ВУЗа. Но поводов для страха нет. Сейчас любые нужные профессии быстро перестают быть новыми. Бизнес гибко реагирует на реалии 2021 — создаёт учебные курсы, разрабатывает систему наставничества и менторства. Кроме успешных образовательных проектов, таких как GeekBrains, SkyEng и «Алгоритмика», на рынок выходят собственные школы Яндекса, Сбербанка, МТС.
Меняется формат работы
Одно из самых значительных изменений произошло в типе занятости. На первый план вышел гибридный тип формат работы. Сотрудники могут планировать свои задачи, не привязываясь к месту и к календарю. Кстати, на законодательном уровне уже появляются инициативы, чтобы сделать частичную дистанционную занятость официальной.
Предпосылки для этого тоже есть: по статистике продуктивность при работе из дома повышается на 10–15%. При этом удалённые сотрудники чаще, чем сотрудники офисов, утверждают, что довольны своей работой. Это полезно и для бизнеса: компании могут экономить на аренде офисов и периферии, при этом больше вкладывая в менеджеров.
2020 год стал хорошей проверкой на прочность. Компании перестали предполагать, что когда-нибудь их сотрудники получат больше свободы, они дали её сами. Исследования говорят, что за 10 лет количество компаний с удаленными сотрудниками увеличится с 30 до 70%.
Корпорации против стартапов
Корпорации уже много лет вкладываются в развитие бренда работодателя и окружены флёром идеальной компании, но для многих уровня заработной платы и комфортного офиса уже недостаточно. Современное поколение хочет приносить пользу обществу и чувствовать значимость того, что делает. Компания должна предложить идею, которая захватит, и атмосферу, которая сделает работу увлечением.
Крупные корпорации будут идти впереди, но никогда не станут монополистами. Маленькие амбициозные IT-проекты, дающие свободу в принятии решений, несущие свою амбициозную миссию, останутся привлекательными для многих из нас.
Три главными причины, почему соискатели предпочитают стартапы крупным компаниям:
- возможность быстрого карьерного роста;
- стремительное развитие soft и hard skills;
- возможность принимать ключевые решения.
В стартапах от зарождения идеи до старта продаж может пройти меньше месяца. На таких проектах и закаляются будущие профессионалы digital-индустрии.
Учиться никогда не поздно
Технологии развиваются быстро, и бизнес ещё быстрее их внедряет, поэтому учиться приходится постоянно. Эта сфера покоряется тем, кто готов ежедневно узнавать новое, адаптироваться к трендам, быстро схватывать информацию, предлагать и проверять идеи. Идея Lifelong Learning — непрерывного обучения в течение всей жизни — нашла большое количество последователей.
Мы учимся, чтобы успевать за темпом жизни и чтобы делать открытия, которые чаще всего зарождаются на стыке привычного и нового. GeekBrains существует именно для того, чтобы в любой момент карьеры дать возможность получить новые знания и выйти на новый этап профессионального развития.
Поиск и наём сотрудников тоже меняются
Технологии изменили и процесс найма. Раньше новые вакансии можно было найти на популярных сайтах вакансий и по прямому обращению в компанию. Сейчас предложения о работе публикуются в соцсетях, собеседования проводят роботы, а видеорезюме может работать эффективнее бумажного. Такие соцсети как Facebook, LinkedIn, Хабр Карьера, специализируются на профессиональном нетворкинге.
Теперь руководители, будущие коллеги и рекрутеры могут узнать о человеке, по его страничкам в соцсетях, и это нормально. Соискатели могут сами написать им, и это не будет хамством. Соцсети вплетены не только в жизнь, но и в работу.
Главное — сделать первый шаг
При всех новых вводных постоянным остаётся одно: спрос на специалистов IT и digital растёт, как и количество возможностей попробовать себя в новой профессии.
В новых статьях гайда «Как начать карьеру в IT и digital» мы подробнее расскажем о специальностях, а также о том, как сделать первые шаги. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.
Комментарии