Виталий Асташкин, психолог по образованию, после вуза работал педагогом-организатором. Когда захотел перемен — освоил дизайн интерфейсов в GeekBrains и начал фрилансить. Сейчас у Виталия за плечами несколько проектов для крупных заказчиков, таких как концерн «Калашников», Уральский вагоностроительный завод и правительство Республики Удмуртия.
— Виталий, первый вопрос о том, чем вы сейчас занимаетесь. В каких стартапах и над какими проектами работаете?
— Сейчас я совмещаю две профессии: днем — педагог, ночью — дизайнер. Что касается дизайна, участвую в нескольких проектах параллельно, работаю в стартапах и на фрилансе.
В одной команде мы создаем виртуальную химическую лабораторию: с помощью VR-очков и контроллера вы можете проводить химические опыты.
Дизайн периодической системы химических элементов. Таблица распечатывается и считывается камерой смартфона для получения дополнительной информации в AR
В другой команде — разрабатываем мобильное приложение для продажи одежды. Пользователь задает параметры: размер, цветотип и другие, — а программа показывает только подходящие модели.
Карточка товара в приложении для подбора одежды FitsMe
— Расскажите о крупных проектах, в которых участвовали: для концерна «Калашников» и Уральского вагоностроительного завода.
— Для «Калашникова» я готовил интерфейс AR-приложения, которое показывает на карте мира пути поставок продукции и сведения о заводах концерна.
Для Уральского вагоностроительного завода — создал интерфейс интерактивного экрана, знакомящего зрителей с историей завода, техническими характеристиками продукции, фотогалереей и другими материалами.
Экран с информацией о поезде. Проект для Уралвагонзавода
— Где можно посмотреть примеры ваших работ?
— Когда плотно занялся дизайном, начал понимать все эти разговоры о портфолио: мол, когда уходишь в работу, забываешь его пополнять. Однако стараюсь постоянно выкладывать хотя бы шоты челленджей на Dribbble.
Кстати, свой первый серьезный заказ я получил именно благодаря аккаунту на Dribbble. Скинул свой профиль, выполнил тестовое задание — и за работу!
— Сколько времени вам понадобилось, чтобы выйти на профессиональный уровень в дизайне: с момента, когда вы начали целенаправленно этим заниматься, и до оплачиваемого заказа? Насколько легко или трудно было найти первую работу?
— В GeekBrains я учился с января по май 2018 года. После этого проходил бесплатную практику в реальном проекте: мы разрабатывали приложение для путешественников. К сожалению, проект так и не добрался до релиза, но я получил опыт работы в команде.
Где-то с августа 2018 я начал выполнять первые небольшие заказы от друзей и знакомых. К маю 2019 года — взял первый крупный заказ.
Самое сложное — когда кажется, будто ничего не знаешь и не умеешь. Вроде отучился, а открываешь тот же Dribbble, смотришь на все это великолепие и думаешь: «А вот я так не могу». Однако не стоит бояться!
В одном чате для дизайнеров искали желающих сделать интерфейс для AR-приложения. Я собрался с духом и вызвался одним из первых. Так я познакомился с ребятами из BoxGlass — команды, которая как раз готовила приложение для концерна «Калашников».
С тех пор я с ними сотрудничаю на регулярной основе. Мы реализовали несколько интересных проектов, в том числе приложение для посетителей инвестфорума — по заказу правительства Республики Удмуртия. Через очки виртуальной реальности пользователь осматривает 360-градусную панораму здания, где можно увидеть этапы строительства, почитать инфографику.
Инфографика для панорамы 360°
— Какие знания и навыки надо обязательно получить перед тем, как искать работу в сфере дизайна интерфейсов?
— На старте надо владеть программами для прототипирования: например, Figma, Sketch, Axure. Конечно, эскизы приложения можно набросать и на листочке, но собранный в Figma интерактивный прототип будет куда информативнее и привлекательнее для заказчика.
Для подготовки иллюстраций, иконок и сложной графики пригодится Adobe Illustrator.
Для работы с растровой графикой — Photoshop. К слову, некоторые заказчики до сих пор просят исходники в формате .psd.
Надо знать основы типографики, композиции, теории цвета, постоянно обновлять знания по теории интерфейсов и следить за тенденциями. В этой сфере непрерывно идет развитие, все меняется: сегодня скевоморфизм, завтра — флэт.
Вообще, чем больше у вас знаний в разных областях, тем лучше. Знакомы с HTML хотя бы на самом базовом уровне? Хорошо. Знаете, что такое Native React? Прекрасно. Прочли книги по копирайтингу? Отлично!
Текст — неотъемлемый элемент дизайна и интерфейсов. При подготовке макетов, чтобы не вставлять «рыбу» текста или фразы вроде «тут будет заголовок», полезно уметь формулировать ключевые мысли.
Мне мой внутренний редактор не позволяет делать заголовки в духе «самый атличный прадукт, несомненно, на рынке». Тут и банальная грамотность нужна, и хоть какое-то понимание основ работы с текстом.
Нет предела совершенству: каждый проект чему-то учит, заставляет изобретать.
— С чего начался ваш путь в дизайн? Когда вы решили, что это всерьез и нужно получать дополнительное образование?
— Путь начался еще в старшей школе, когда я делал афиши для мероприятий подросткового клуба. Позднее начал изучать веб и запустил городской портал. Даже делал макеты баннеров для местной лиги КВН. Не обошло меня и создание аватарок для групп «ВКонтакте» :)
Чтобы заниматься всем этим, я читал статьи, шерстил форумы, смотрел обучающие видео. Так у меня накопился большой массив разрозненных и обрывочных знаний, которые годились под конкретные задачи, но не складывались в общую картину. Я решил, что пора все структурировать, «узаконить» и превратить в новую профессию.
— Почему выбрали именно UI, а не другие направления?
— Мне это просто-напросто интересно. А когда интересно, легче учиться и работать. К тому же дизайн интерфейсов — широкая область знаний, связанная с разными IT-направлениями.
— Расскажите немного о жизни до учебы в GB. Почему после вуза вы решили стать педагогом и до сих пор не хотите расставаться с этой профессией?
— Я окончил МЭИ по специальности «Психология». Еще во время учебы в вузе работал с подростками в молодежном клубе. Вскоре после получения диплома я нашел вакансию педагога в лицее в Звенигороде. Предложение оказалось более привлекательным, чем то, что можно было найти у нас в Краснозаводске, и я переехал.
Не было такого, чтобы я решил для себя «После вуза стану педагогом!». Это был естественный ход событий.
Общение с учениками позволяет оставаться в тренде. Я в курсе, что они слушают и смотрят, за чем следят. Они без стеснения делятся своими мыслями, и, считаю, у них можно чему-то научиться.
— Как вам удается совмещать две работы: педагога и дизайнера? Как обычно выглядит рабочий день?
— Подъем, душ, завтрак — и в путь. Живу я неподалеку от работы, и это несомненный плюс. По возвращении домой, после перерыва и прогулки, превращаюсь в дизайнера. Помогает самоорганизация: свои проекты я веду в Trello, где отслеживаю загруженность, сроки и общий объем задач.
Стараюсь в один вечер заниматься одним проектом, не отвлекаясь на другие. Это позволяет лучше сконцентрироваться и погрузиться в работу.
Важно оценивать свои силы, чтобы не работать на износ и не выгореть. Поэтому я обязательно устраиваю себе выходные, когда не занимаюсь вообще ничем, связанным с дизайном.
Но у меня нет строгого распорядка дня в ежедневнике — могу позволить себе неожиданно сорваться на встречу с друзьями. При этом всегда помню о деле и думаю, как организовать время, чтобы не подвести заказчика и сдать работу в срок.
Прототипирование приложения для подбора авточехлов
— Какими были ожидания от учебы в GB и насколько они оправдались? Какие приобретенные знания и навыки считаете самыми ценными?
— До изучения профессии «Дизайнер интерфейсов» я проходил разные курсы, смотрел вебинары. Мне понравились новогодние скидки в канун 2018, и я решил, что пора действовать. Можно сказать, что тогда я преодолел психологический порог — границу, которую надо перейти, чтобы изменить себя и свою жизнь.
Самым ценным в обучении для меня была обратная связь от преподавателей. Они всегда шли на контакт, отвечали на вопросы, подсказывали и советовали. У них богатый опыт, и они охотно им делятся.
— Вам в дизайнерской работе доводилось осознанно, специально применять свои знания в области психологии?
— Не скажу, что каждому дизайнеру непременно надо знать психологию. Нет. Лично мне вуз помог воспитать структурированный подход к решению задач. И, конечно, знание психологии полезно в общении с заказчиками.
Важно помнить, что у каждого своя картина мира: если для одного человека «собачка» — это пекинес, для другого — замок на застежке-молнии. Не надо стесняться задавать наводящие вопросы и уточнять у клиента, что он имеет в виду. Например, он говорит: «Кнопка недостаточно агрессивна». Что это значит? Надо сделать ее более крупной? Изменить ее цвет или форму? Львиную долю вопросов можно снять простым уточнением.
— Как вы себе представляете карьеру в дизайне? Куда собираетесь расти и как развиваться дальше?
— Сейчас мне нравится работать в разных командах, над разными проектами. Возможно, попробую себя в какой-нибудь студии, но на данный момент фриланс позволяет заниматься именно теми проектами, которые интересны мне.
Планирую углубиться в UX, поведение и паттерны. Главное — не останавливаться.
— Спасибо, что поделились историей, примерами работ, наблюдениями. Успеха вам в профессии и творчестве!
Пройти обучение