Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Управление продуктом

«Я — предприниматель внутри компании»

Через две недели после поступления на факультет продакт-менеджмента Михаил Сафонцев...нашёл работу по специальности. Нам стало интересно, какой бэкграунд и жизненная позиция помогли Михаилу так быстро трудоустроиться, и мы решили расспросить его об этом и кое о чём другом.

— Михаил, расскажите, чем занимались до учёбы в GeekBrains?

У меня два высших образования: педагогическое и философское. В университете, кстати, я работал последний раз в жизни. Был археологом, раскапывал исторические места разные, в основном в Москве.

А если возвращается к образованию… честно, уже почти не помню, где получал педагогическое. В Московском институте физкультуры и спорта, кажется, на факультете менеджмента спорта. Потом была армия, и после неё я подумал, что надо ещё поучиться. И получил второе высшее — на факультете философии в МГУ.

— Чем после этого занимались?

Ну, после факультета философии никто по специальности не работает :) В университетский период у меня появился маленький бизнес и свободное время. И после этого мне уже сложно было работать на кого-то — понял, что можно своим временем управлять, получать деньги и не ходить в офис. 

— Если не секрет, что за бизнес?

Мне повезло: знакомый переезжал жить в Тверь, и ему не на кого было оставить свой спортивный зал. Он попросил меня присмотреть. Там было полузаброшенное помещение, и я сделал отличный зальчик, чтобы детишки ходили заниматься. И года три на этом зарабатывал хорошие деньги, а занят был всего четыре часа в неделю.

— Из-за этого управленческого опыта вы и решили выбрать продакт-менеджмент?

Это был только первый этап. Потом сменился префект, и зал закрыли. Но я к тому времени уже научился сайты делать и понял, как привлекать аудиторию. Решил, что хочу дальше в предпринимательстве развиваться. Мы с приятелем открыли офлайн- и интернет-магазин экипировки ASICS — это спортивный японский бренд. Проект просуществовал два года: я научился настраивать контекстную рекламу, с поставщиками общаться, CRM внедрять. Но средний чек в магазине, увы, был очень маленьким.

А у моего дяди было своё производство — делали интерьеры для бизнеса. И там чеки были по 500 тысяч, по миллиону. Я создал для его компании сайт, настроил контекстную рекламу, CRM внедрил. Затем мы вместе выполнили многомиллионный заказ для крупного клиента.

Потом жена вроде как в шутку попросила сделать небольшой стартап по аренде недвижимости. И закрутилось: я вышел на Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), описал проект, мы прошли первый этап, второй, потом акселерацию. 

Удачный стартап получился — дважды привлекли инвестиции. Он до сих пор существует, веду о нём блог. Потом у меня появился партнёр, он занимается всей операционной деятельностью. А я решил получить профессиональное образование в том, что у меня неплохо получается. Вот так и попал в GeekUniversity.

— А как узнали про GeekBrains?

По-моему, жена нашла. Она у меня всем заведует, что-то скидывает постоянно.

— Почему все-таки решили пойти в крупную компанию? 

— Мне стало интересно. Около десяти лет я занимался только своими проектами, и мне стало интересно, как всё устроено в больших компаниях. Разместил резюме на HeadHunter, указал свои проекты, обучение во ФРИИ, рекомендации оттуда и то, что учусь в GeekBrains.

— Долго ходили на собеседования?

Где-то через две недели обучения нашёл работу. В компании было три собеседования: с HR и с двумя руководителями.

— Что самое сложное было на собеседовании?

Когда говоришь на собеседовании правду, никаких сложностей не должно быть. Если вы более-менее умеете связывать слова в предложения и действительно имеете нужный опыт, то увиливать незачем. Я сказал: «Ребята, я уже тысячу лет не работал, в принципе не знаю, как это. Я предприниматель, вот мой опыт: это умею, это знаю, тут учусь». 

— И с чем теперь связана ваша деятельность?

Теперь я работаю в крупной IT-компании. Направлений много: интернет-безопасность, продажа телеком-услуг, Wi-Fi.

— Почему захотелось работать в компании, а не в своём стартапе знания применить?

Стартап — полная неопределённость: большие риски, чужие деньги, ответственность. Это работа, в которой ты не видишь результата: не понимаешь, будет ли он когда-то. Из-за неограниченного количества задач всегда размыт фокус: и финансами занимайся, и стратегию пиши, и SMM, и всё-всё-всё. А в компании есть продукт, конкретные задачи и зона ответственности.

— Вы и стартапом продолжаете заниматься, и работаете?

Да-да. Учиться только не всегда успеваю. Уже пропустил пять занятий. 

— Расскажите подробнее про учёбу. Что стало для вас самым сложным?

Особых сложностей нет, так как контекст мне знаком по акселерации во ФРИИ. У меня даже часть заданий была готова: анализ рынка и конкурентов, MVP и прототипы, описания компании, целевые аудитории уже выделены.

— А было что-то в учёбе, что оказалось неожиданно полезным?

Да, это менторство. Когда я начал работать в компании, понял, что мне нужен человек, который уже этот путь проходил и просто скажет мне, что надо делать. Потому что в стартапе ты сам находишь пути, принимаешь решения, задаёшь направления. А в компании уже есть структура: её нельзя сломать, но нужно дополнить. 

Тогда я обратился к Ване Русанову, и он нашёл ментора, похожего на меня. У него был свой бизнес, потом он занимался продакт-менеджментом. Мы подружились, и наставник очень помог мне освоиться в профессии.

— А кто этот ментор?

Женя Паршин. Вот они с Ваней — два моих ангела :)

— А по стартапу тоже с ними консультируетесь?

Да, конечно. С Ваней особенно — по любому вопросу можно советоваться. Он откликнулся, будто меня тысячу лет знает. 

Когда я пришёл на нынешнее место, мне было очень нужно структурировать работу. Вот представьте: новая для вас ниша, сложная IT-структура. Есть услуга — защита от DDoS-атак. Чтобы понять её, нужно разбираться, как работает интернет в целом. А таких услуг 34! Ещё надо понимать, как работает Wi-Fi, через какие каналы раздаётся, какое оптоволокно прокладывается… Я до сих пор сижу на совещаниях и понимаю только 5% из того, что люди говорят. Хотя они говорят по-русски. 

Когда попадаешь в эту кашу, нужно хоть что-то структурировать. Тем более что моя деятельность никак не регламентирована и не описана. То есть я сам придумываю себе задачи. От меня должна быть инициатива.

— Выходит, менторы — это переводчики на понятный язык?

Нет, они именно «структуризаторы». Они уже знают, что надо делать. Ты не разбираешься в 34 продуктах, потому что это невозможно, а просто прогоняешь их через определённый путь. Смотришь рынок, конкурентов, делаешь описание. Хаос уменьшается.

— Как бы вы описали свою роль в компании?

Когда я делал самопрезентацию, на первом слайде написал: «Я — предприниматель внутри компании. Моя задача — максимизировать ценность продукта и находить возможности для большей прибыли».

Если рассматривать более подробно, то все зависит от того, какой этап мы проходим. У меня есть бэклог — мешок с задачами. Я их приоритизирую: понимаю, какая из задач ближе к деньгам и где их больше, отбираю по другим критериям. А затем, в зависимости от этого, беру нужные продукты и через road map с ними работаю, провожу их по определённым этапам. с отделом продаж, собираю обратную связь о продуктах. Взаимодействую со многими отделами, в том числе с отделом продаж, собираю обратную связь.

— Что больше всего нравится в работе?

Сложный вопрос…

— Может всё? :)

Или ничего :) Я свободолюбивый человек, и мне сложновато ходить на работу пять дней в неделю. Понимаю, что это моё время, его больше никогда у меня не будет — и тянет сделать что-то своё. Говорю как есть.

— Понимаю вас. Но что-то всё же привлекает, раз вы до сих пор не уволились?

Интересные задачи, которые решает компания. Плюс возможность прогнозируемого стабильного дохода и опыт. В компании очень сильная команда программистов. Каждый день общаюсь с этими ребятами и узнаю что-то новое. Нахожусь на передовой IT-развития, узнаю о том, как работает интернет, люди, конференции.

— Уже думаете, как это в своих проектах использовать? Может, свою компанию создать?

Да, уже планирую :)

— А какие ожидания были от работы? Что оправдалось и было неожиданным?

Было интересно понять, смогу ли я работать, в коллективе ужиться. Вроде со всеми ребятами хорошо общаюсь.

— Какие планы по развитию в профессии? Какие скиллы сейчас подтягиваете?

Меня привлекает менторство. Есть три человека, которых я наставляю, и мне это безумно нравится! Если бы спросили, чем я хочу заниматься в жизни, то для меня самая классная деятельность — менторство.

У меня уже был такой опыт в стартапах. Выступал наставником не столько по продукту, сколько по бизнесу в целом: делился опытом с людьми, показывал, как все процессы настраиваются.

— Учёба в GeekBrains позволяет лучше помогать людям?

Конечно. Структурируются знания. До этого я получал их через свой опыт, а сейчас — от людей, которые круче меня, и давно уже этот опыт наработали. 

— А что порекомендуете тем, кто учится?

Самый главный совет — не засиживаться в теории. У нас есть общий чат с ребятами из группы — и это бесконечное теоретическое обсуждение. Я считаю, что нужно быстрее выходить практиковаться. Если вы пришли с целью найти работу, то не нужно год и два месяца только учиться. Абсолютно точно можно это делать параллельно с работой. Чем быстрее вы создадите резюме, сходите на собеседование — тем лучше. Пусть даже там откажут один, два, десять раз… Я вижу проблему — люди стопорятся на этапе получения этих нескончаемых теоретических знаний.

— Информационный жир накапливают?

Да. И ещё нужно понимать, что все наши знания, скорее всего, уже устарели к моменту получения. Как ни крути, мы все получаем вторичную информацию, которая на Западе давным-давно неактуальна.

— Кому можно рекомендовать обучение на факультете продакт-менеджмента?

Если сравнивать с ФРИИ — там всё заточено на то, чтобы вы развивали стартап. А в GeekBrains — на то, чтобы вы получили профессию. Это разные вещи. Так что больше рекомендовал бы тем, кто хочет пойти работать в компанию.


27 ноя 19, 12:53
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Менеджер продукта и владелец продукта: в чем разница

В статьях об управлении продуктами часто пишут о разнице между продакт- и проджект-менеджер — наверно, потому что звучит очень схоже. Если вы смогли в этом разобраться, то вот вам другая задача, со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать и в чём разница, разбираемся вместе с куратором программы курса Project Manager Дмитрием Васиным.

Кто чем занимается

Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: по его видению, стратегии, бизнес-цели. А владелец продукта — это роль в методологии Scrum, ответственная за достижение максимальной ценности продукта.

Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании. Он нацелен на развитие продукта, который с наименьшими вложениями принесёт наибольшую прибыль. Продакт-менеджер сфокусирован на долгосрочной стратегии, отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Здесь речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.

Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальной ценности продукта — как результата работы команды. И добивается он этого при помощи Scrum — фреймворка гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем занимается в команде, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели ясное представление, над чем работают и в какой последовательности будут выполнять задачи.

Почему возникает путаница

Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами: разработку стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает этот фреймворк, — приоритизация бэклога.

Есть подходы, где разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера, чтобы облегчить масштабирование. Например, SAFe — Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом (или связанными проектами) для пяти и более скрам-команд. Владелец продукта в SAFe — не то же самое, что продакт-оунер в Scrum, так что это только добавляет путаницы. Зачем тогда в Scrum вообще введена роль владельца продукта? Почему бы в фреймворке не использовать термин «менеджер продукта»? 

Дело в том, что в 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от сегодняшнего. Менеджеры продукта делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Затем менеджеры продукта возвращались только для того, чтобы поставить задачу на внесение правок или помочь на этапе запуска.

Сейчас, при гибком управлении, все работает совсем иначе. Сотрудники, создающие продукты, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.

Сегодня Scrum применяется за пределами сферы разработки: в банках, ритейле, медиакомпаниях. Эти организации приняли такую систему, но у них традиционно нет команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. А диджитал-продукты есть: приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.

Чтобы начать работать гибко, в этом случае достаточно ввести должность продакт-оунера (владельца продукта). Scrum позволяет возложить эту роль на кого-то из команды — так что не придётся создавать целую группу управления продуктами и инициировать организационные изменения. Сотрудники бизнес-подразделений после обучения и инструктажа смогут выступать в качестве владельцев продуктов. Но в долгосрочной перспективе полезно выделять эту функцию отдельно.

На практике термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами — это две уникальные функции. Сравним рабочие задачи:

Менеджер продукта

Владелец продукта

  • Маркетинг продуктов

  • Поддержка продаж продукта

  • Составление бюджета

  • Долгосрочное прогнозирование

  • Обслуживание клиентов

  • Поддержка команды доставки решения

  • Посещение координационных встреч команды

  • Организация демонстраций

  • Проведение достаточного анализа, чтобы убедиться, что требования готовы к работе

  • Участие в постоянных испытаниях

Может ли продакт-оунер быть менеджером продукта?

Наверное, будет вечно продолжаться дискуссия о том, где заканчивается одна роль и начинается другая. Как и о том, действительно ли эти функции — просто два аспекта одной и той же должности.

Короткий ответ: да, владелец продукта может быть менеджером продукта — и наоборот. А если это всё-таки два разных специалиста, то крайне важно, чтобы они понимали, чем различаются их роли и обязанности.

Можно пройти международный двухдневный тренинг, чтобы называться владельцем продукта. Но проблема в том, что потом человек занимает должность менеджера по продукту — и не имеет ни малейшего понятия, что делать. Он на самом деле не понимает всего объёма своих обязанностей и не знает, как добиться успеха в работе.

Управление продуктом — это многогранная дисциплина, которую трудно освоить. Чтобы эффективно выполнять роль менеджера продукта, нужно быть лидером и уметь управлять жизненным циклом продукта, составлять его стратегии и исследовать рынок, формировать бизнес-модели и работать с финансовыми показателями.

Материалы для дальнейшего изучения

  • Руководство по Scrum — исчерпывающее описание правил игры, ролей, событий, практик и ценностей. Это первое, с чего нужно начать изучение фреймворка.
  • Product Manager vs Product Owner — статья одного из совладельцев компании Silicon Valley Product Group Марти Кегана. Он участвовал в разработке многих успешных продуктов, был старшим вице-президентом по управлению продуктами и дизайном в eBay, а до этого — вице-президентом в AOL и Netscape Communications, инженером-программистом в HP Labs.
  • Описание ролей в SAFe — информация о гибком фреймворке, который позволяет использовать Agile-методологии в больших командах (от 50 человек).

Менеджер продукта — увлекательная профессия, освоить которую можно на факультете GeekUniversity. За 14 месяцев обучения вы вместе с дизайнером и командой разработчиков создадите свой продукт и на собственном опыте узнаете о множестве нюансов работы продакт-менеджера.

Пройти обучение

21 ноя 19, 15:38
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 2

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru