Делать предсказания — занятие неблагодарное. Во все времена находились скептики, которые презирали пророков и ясновидцев. Когда подключились ученые, делающие прогнозы на основе тщательного анализа и статистических расчетов, отношение общественности к предсказаниям немного изменилось, хотя доля скептицизма сохранилась. Кое-кто припоминает с треском провалившиеся пророчества Билла Гейтса о том, что 640 Кб памяти будет достаточно для любого компьютера, или Кена Олсена, утверждавшего в 1977 году, что никому не придет в голову купить себе домашний компьютер.
Есть множество примеров того, как не сбылись предсказания экспертов о будущем научно-технического прогресса и о будущем IT индустрии в целом. Но ведь это вовсе не означает, что делать прогнозы — бессмысленно! GeekBrains собрал ряд прогнозов развития направлений в IT на ближайшие десятилетия.
Облака сгущаются, и это хорошо
Уже сегодня ясно, что облачные сервисы будут развиваться быстрыми темпами. Сейчас облака получают решающее преимущество: быстродействие и оперативное получение результата становятся важными критериями качества ПО.
В облаках можно хранить не только данные, но и сами исполняемые программы. Программное обеспечение, работающее в облаках, не зависит от того, каким компьютером располагает пользователь. У вас может быть устаревший процессор, маленький жесткий диск и смешной объем оперативной памяти — от компьютера требуется только тянуть браузер. Остальное сделают серверы облака: запустят программу, обработают данные, вернут результат.
Чтобы ускорить работу большой задачи, облако может задействовать свои внутренние резервы мощности — подключить дополнительные процессоры, выделить больше памяти. Когда необходимость в этих ресурсах отпадет, они будут перекинуты на обслуживание иных задач, выполнение запросов других пользователей.
Облака хороши тем, что позволяют работать с любым программным обеспечением и любыми объемами информации, не заморачиваясь созданием собственной сложной IT-инфраструктуры, а порой даже не имея в штате компании системного администратора!
Данные рулят
Давно известно: кто владеет информацией — владеет миром. С появлением цифровых носителей, а тем более интернета, ее накопление и обмен стали простыми, удобными и быстрыми как никогда. Количество цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев. Ее не только много — она еще и доступна большинству жителей Земли. В будущем этот тренд, видимо, сохранится.
Обработка данных, их анализ и прогнозирование становятся уже сегодня важной частью нашей жизни и превращается в одно из самых перспективных направлений в IT сфере. Специальность Data Scientist считается одной из самых перспективных и высокооплачиваемых. И это неудивительно — чтобы отловить в мутном информационном океане нужные факты, очистить их, проанализировать и правильно интерпретировать, требуется немало знаний и навыков.
Можно с уверенностью говорить о том, что в последующие годы востребованность специалистов по Data Science будет расти экспоненциально, а внутри профессии появятся узкие направления.
Машины продолжают учиться
То, что еще недавно называли расплывчатым термином «искусственный интеллект», сегодня находит практическое воплощение в машинном обучении и нейросетях.
Обучать нейронные сети пытались уже давно (первый перцептрон был создан еще в 1957), однако особых успехов они не показывали. Прорыв в этом направлении произошел в середине нулевых, и с тех пор нейросети «загорелись желанием» учиться.
Сегодня они незримо окружают нас повсюду. Искусственный интеллект находит в кадре фотокамеры лица и выделяет их рамкой, переводит тексты, в беспилотном автомобиле распознает изображения с камер в режиме реального времени и ведет машину, автоматически подстраиваясь под режим дорожного движения. Всякий раз, когда мы говорим смартфону «Окей, Гугл!» или «Привет, Сири!», мы обращаемся к искусственному интеллекту, который способен распознать речь, перевести ее в понятные машине символы, запустить задачи, отыскать и озвучить сведения. Возможности нейросетей впечатляют — а ведь это далеко не самые продвинутые!
Сложно сказать, увидим ли мы искусственный разум, равный человеческому, но уже сейчас ясно, что для специалистов по машинному обучению в будущем найдется работа.
Фотографируем на утюг
Возможно, в будущем эта шутка приблизится к реальности. Мог ли кто-нибудь 30 лет назад предположить, что мы будем фотографировать с помощью телефона, смотреть на нем кино и играть в игры?
Устройства, окружающие нас, становятся не только универсальнее, но и интеллектуальнее. Язык Java, изначально предназначенный для разработки программ для бытовой техники, существует и активно используется уже долгое время. Сегодня никого не удивить домашней системой видеонаблюдения или умным холодильником, подключенными к Всемирной паутине. Технологии в IT продолжают развиваться, и не за горами день, когда интернет будет буквально в каждом утюге и зубной щетке, а пользователи на форумах будут обмениваться идеями, как получить root-доступ к кофеварке или офисному креслу.
Для всей этой электроники потребуется софт. Серьезной проблемой может стать взаимодействие разных устройств и их интеграция в систему умного дома. Для этого потребуется выработка единых для всех производителей стандартов — как самого «железа», так и обмена данными между девайсами. Будем надеяться, что уже в ближайшее время станет возможно позвонить домой и попросить домашний ИИ, чтобы он проверил, выключен ли утюг. А еще пусть включит подсветку в аквариуме и покормит кота!
Безопасность под угрозой
Увы, далеко не всегда разработчики умных устройств способны защитить свой продукт от хакеров. Любой девайс может подвергнуться кибератаке. От момента изготовления прибора на заводе до покупки и установки в доме могут пройти месяцы, а то и год-полтора. Почти наверняка к тому моменту, когда владелец подключит устройство к своей домашней сети, его прошивка уже устареет. Обновление и постоянный контроль за версиями нескольких десятков умных устройств может стать настоящей головной болью для их владельца. Рядовой пользователь (да и большинство продвинутых) никогда не может быть уверен, что в устройстве используется последняя версия программного обеспечения, что в нем исправлены все недочеты и «дыры», которыми может воспользоваться злоумышленник.
Учитывая, что производителей техники много и у всех разные подходы, можно с уверенностью сказать, что забота о безопасности умного дома ляжет на плечи его владельца, а проблемы обязательно будут расти, как снежный ком.
Мир закрывающихся возможностей
Разница между персональными компьютерами и умными устройствами — это вопрос не только форм-фактора, но и используемого программного обеспечения. Создавать и распространять программы для компьютера несложно: достаточно овладеть любым подходящим языком программирования и выложить готовый продукт в интернет.
Но ПК постепенно отходит на второй план. Играть куда удобнее на игровой консоли или смартфоне. Серфить по интернету или смотреть фильмы можно с планшета. Согласно данным TAdviser, продажи десктопов и ноутбуков сокращаются уже 7 лет подряд — их попросту вытесняют мобильные и консольные устройства.
При этом разработка ПО для них может стать проблемой. К примеру, чтобы выйти на рынок мобильных приложений, потребуются финансовые вложения в регистрацию разработчика в Google Play Market или App Store — и не факт, что доходы от продаж или рекламы в приложениях отобьют уплаченные суммы. Разработка для игровых консолей также сопряжена с трудностями и тратами. И даже успешно преодолев все препятствия, разработчик будет постоянно ощущать давление со стороны владельцев этих платформ: как минимум они подвергают цензуре приложения и контролируют их соответствие внутренним стандартам качества. Это делается, чтобы не допустить распространения плохо написанных, глючных, вредоносных программ. Но это цензура, и программист вынужден прыгать через обруч, который протягивает ему платформа. Все несогласные вынуждены покинуть официальные магазины, что фактически означает запрет на распространение приложения.
Кроме того, существует большой сегмент устройств (например, бытовой техники со встроенным ПО), в котором разработка узурпирована создателем девайса, а приложения не могут быть ни доработаны, ни заменены сторонним разработчиком.
Впрочем, и свободное распространение программ для ПК уже становится не таким, как прежде. Онлайн-сервисы типа Steam, предназначенные для дистрибуции программ, специализированные магазины приложений (Microsoft Store и т. п.) — все это закрытые системы, требующие от разработчика дополнительных усилий или затрат.
Автономный транспорт
Транспорт — еще одна отрасль, где сегодня программисты мало задействованы, но которая уже скоро будет нуждаться в квалифицированных специалистах. Мы едва-едва привыкли к новостям о беспилотных автомобилях и самолетах, используемых ВВС. Но наступит день, когда и транспортная, и пассажирская авиация перейдут на такой режим. Сейчас автоматика способна поддерживать практически весь полет, включая посадку. Amazon и другие компании уже несколько лет разрабатывают систему беспилотной доставки посылок с помощью дронов, которая в перспективе обещает произвести настоящую революцию в работе почтовых и курьерских служб — кстати, кое-где такая доставка уже работает! А за пределами Земли беспилотные космические корабли исследуют Солнечную систему.
В дальнейшем беспилотными станут и другие виды транспорта: поезда, метрополитен, трамваи и троллейбусы, морские суда. И всем им потребуется программное обеспечение. Сейчас его разрабатывают первопроходцы, но в будущем это направление может развиться в полноценную сферу занятости.
Dura lex
Новые реалии потребуют соответствующих изменений в законодательной базе. К примеру, в России требования, относящиеся к беспилотным летательным аппаратам, таковы, что для запуска обычного дрона для фотосъемки требуется пройти семь кругов бюрократического ада: сперва зарегистрировать аппарат, а затем еще и получить целый ряд разрешений. Из-за этого большинство владельцев предпочитают использовать их нелегально, несмотря на риск нарваться на штраф. Не существует и законов, регулирующих эксплуатацию беспилотных автомобилей.
Киберпреступления — мошенничество в интернете, фишинг, создание вирусов и несанкционированный доступ — становятся все более распространенными. Но в большинстве случаев преступники не только не попадают на скамью подсудимых, но и вообще де-факто не преследуются законом. Несовершенство законодательства позволяет им оставаться невидимками и ускользать от правосудия.
Передовые технологии в IT, при всех своих плюсах, открывают новые возможности не только для порядочных граждан, но и для злоумышленников. Порой законодатель, пытаясь оградить общество от реальной или вымышленной киберугрозы, встает на пути прогресса и запрещает технологию в целом или блокирует ее частично. Пример — проект «Золотой щит», более известный под неофициальным названием «Великий китайский файрвол». Эта система фильтрации интернет-контента задумывалась как часть системы безопасности, ограждающей китайских пользователей от потенциально опасной информации. В результате она превратилась в инструмент жесткой цензуры и пропаганды. Другой пример — попытка законодательного запрета VPN в России в 2017 году и мессенджера Telegram в 2018, которая нанесла удар по множеству ни в чем не повинных веб-сервисов и компаний. Никаких положительных результатов эти действия не дали.
Требуется время, чтобы новые технологии перестали восприниматься как угрозы, а законодательство выработало нормативы, которые будут поддерживать развитие и оперативно пресекать злоупотребления в этой сфере.
Будущее туманно, и сделать точные прогнозы удается не всегда. Но мы верим в одно: оно будет таким, каким мы его сделаем сами.
Пройти обучение
Комментарии